Департамент недвижимости минэкономразвития России

Департамент недвижимости Минэкономразвития России является структурным подразделением центрального аппарата Министерства, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

  • Земельных отношений (включая порядок и условия предоставления земельных участков, резервирования и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, перевода земельных участков из одной категории в другую).
  • Гражданского оборота недвижимого имущества (за исключением порядка и условий приватизации государственного и муниципального имущества), включая кадастровые отношения,государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создание единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
  • Геодезии и картографии, в том числе создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (включая создание единой адресной системы Российской Федерации), а также наименований географических объектов.
  • Государственной кадастровой оценки.

Ключевым элементом указанных сфер является «недвижимость», включающая в себя земельные участки, здания, сооружения, помещения, машино-места. Эти объекты занимают особое положение в экономике, выступают в качестве средства производства и платформой для реализации всевозможной хозяйственной деятельности.

С объектами недвижимости тесно связано экономическое и правовое регулирование. Рынок недвижимости не является изолированной структурой и связан с рынком капиталов, рынком труда, оказывает влияние на макро- и микроэкономическую и региональную ситуацию.

В связи с этим Департаментом недвижимости будет продолжена активная работа по разработке и совершенствованию процедуры регистрации и государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений.

Cборник типовых вопросов и ответов на самые популярные вопросы садоводов

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел позицию Росреестра, поступившую в связи с обращением, и сообщает.

Как следует из результатов рассмотрения обращения, сведения об адресах указанных в обращении объектов недвижимости внесены Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) территориальным органом Росреестра при отсутствии аналогичной информации в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС).

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 21 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ адрес объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.

Частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 — 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.

Оператор ФИАС, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН (часть 5 статьи 32 Закона N 218-ФЗ).

Одновременно, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно пункту 26 которых, датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

По мнению Департамента недвижимости, внесение в ЕГРН сведений о присвоении, изменении, аннулировании адреса в указанном в обращении случае возможно лишь на основании полученной от оператора ФИАС информации в установленном требованиями законодательства порядке.

В связи с вышеизложенным, по мнению Департамента недвижимости, внесение в ЕГРН сведений об утверждении, изменении адреса с 1 января 2017 г. допустимо лишь на основании полученной от оператора ФИАС информации о внесении таких сведений в ФИАС, либо на основании межевого плана, технического плана, карты-плана территорий, в состав приложения которых включена заверенная выписка из государственного адресного реестра о присвоении (изменении) в установленном порядке адреса (в том числе в электронном виде).

Указанную позицию прошу довести до сведения территориальных органов Росреестра.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Бутовецкий