Котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки в течение

Содержание

Рассмотрение и оценка котировочных заявок

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок следующий:

  1. Котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки и определяет:

1) соответствуют ли котировочные заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;

2) не превышает ли предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

  1. Котировочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление тех котировочных заявок, которые отвечают требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и предложенная цена товаров, работ, услуг в которых не превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

В случае, если наиболее низкая цена товаров, работ, услуг предложена несколькими участниками размещения заказа, победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Рассмотрение и оценка котировочных заявок должны быть завершены котировочной комиссией в течение дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок.

Котировочной комиссией оформляется протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, который составляется в двух экземплярах:

— один экземпляр протокола хранится у заказчика (уполномоченного органа);

— другой экземпляр протокола заказчик (уполномоченный орган) обязаны передать победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке. Экземпляр протокола и проект контракта должны быть переданы в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.

Действие 2. Заключение государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный контракт – это договор, заключенный заказчиком от имени России, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При размещении заказа путем проведения конкурса или аукциона либо запроса котировок заключение государственного либо муниципального контракта является обязательным для заказчика и победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок.

Контракт подписывается в следующие сроки:

— при проведении торгов в форме конкурса – не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

— при проведении торгов в форме аукциона – не ранее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона;

— при запросе котировок – не ранее, чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола и оценки котировочных заявок.

В законе оговариваются случаи, когда заказчик (уполномоченный орган) обязаны отказаться от заключения контракта с победителем:

1) проведение ликвидации юридических лиц или принятие арбитражным судом решения о признании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях;

3) предоставление заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, поданных на участие в конкурсе или аукционе;

4) нахождение имущества под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Таким образом, закон устанавливает сроки размещения заказов на поставку торов, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд:

Действия по размещению заказа Срок, отведенный законом на выполнения действия, дней Примечание
торги в форме конкурса торги в форме аукциона запрос котировок
Подача заявок на участие в торгах и котировочных заявок минимальный срок
Рассмотрение заявок на участие в торгах максимальный срок
Оценка конкурсных заявок, сопоставление по цене котировочных заявок максимальный срок
Заключение государственного или муниципального контракта минимальный срок
ВСЕГО: 70 дней 40 дней 15 дней

При сокращении минимально установленных сроков, предусматривается административная ответственность должностных лиц, допустивших подобные нарушения. В некоторых случаях, установленных законом, сроки подачи заявок на участие могут быть увеличены.

Новым способом, применяемым при размещении заказов, является аукцион в электронной форме. Также, как и «обычный» аукцион, аукцион в электронной форме проводится при закупке товаров (работ, услуг), которые производятся не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам. Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставку которых осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме.

Открытый аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт(далее «открытый аукцион в электронной форме») – это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, предусмотренным законом.

Новые правила проведения аукциона, имеют ярко выраженную антикоррупционную направленность и призваны обеспечить объективный выбор победителя аукциона.

Преимущества проведения аукциона в электронной форме:

— снижение коррупционных проявлений;

— конфедициальность поступающей информации;

— оперативность;

— расширение круга лиц, принимающих участие в торгах;

— повышение уровня конкуренции.

Электронная площадка – сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.

Оператором электронной площадки может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо, владеющие электронной площадкой и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами.

В настоящее время утвержден перечень операторов с которыми государство заключило соглашения о функционировании электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме:

Наименование организации Место нахождения Адрес электронной площадки
ОАО «Единая электронная торговая площадка» г. Москва http://roseltorg.ru
ЗАО «ММВБ – Информационные технологии) г. Москва http://etp-micex.ru
ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» Республика Татарстан, г. Казань http://etp.zakazrf.ru
ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов) г. Москва http://www.sberbank-ast.ru
ООО «Индексное агентство РТС» г. Москва http://www.rts-tender.ru

Проведение аукциона в электронной форме имеет ряд особенностей:

1. Аукциона проводится на электронной площадке в сети Интернет.

Открытый аукцион в электронной форме организуется и проводится совместными усилиями заказчиков и операторов электронных площадок. Отличительной его особенностью является возложение части полномочий аукционной комиссии на оператора электронной площадки.

2. Электронный документооборот, связанный с проведением аукциона осуществляется только через электронные площадки. Отсюда вытекают следующие условия:

1) все документы, за исключением контракта, который подписывается по результатам торгов, подаются в электронном виде:

— документы, подаваемые участником размещения заказа для получения аккредитации на электронной площадке;

— документы, связанные с проведением аукциона – извещение, документация об аукционе, проект контракта;

— документы, подаваемые участником размещения заказа для участия в аукционе – заявка на участие;

— протоколы и разъяснения, составляемые аукционной комиссией.

2) все электронные документы должны иметь электронную цифровую подпись;

3) любые контакты между заказчиком и участниками размещения заказа осуществляются только через электронную площадку:

— заявки на участия от участников размещения заказа подаются оператору электронной площадки, который передает их для рассмотрения аукционной комиссии;

— запросы на разъяснение положений документации об аукционе участники размещения заказа подают оператору электронной площадки, который передает их в аукционную комиссию. Ответ на запрос передается в обратном порядке.

3. Обязательная аккредитация всех участников размещения заказа.

Аккредитация оператором электронной площадки участников размещения заказа на электронной площадке ‒ процедура, результатом осуществления которой является обеспечение доступа участников размещения заказа к участию в открытых аукционах в электронной форме, проводимых на данной электронной площадке.

Для получения аккредитации участник размещения заказа предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения:

— заявление участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке;

— копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), копия выписки из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением об аккредитации;

— копия учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)

— копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица;

— копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;

— заявление об открытии счета оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме;

— идентификационный номер налогоплательщика участника размещения заказа;

— решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица;

— адрес электронной почты участника размещения заказа.

Оператор электронной площадки обязан в пятидневный срок со дня поступления вышеназванных документов, принять одно из двух решений:

1) об аккредитации участника размещения заказа;

2) об отказе в аккредитации участника размещения заказа.

Оператор обязан отказать в аккредитации участнику размещения заказа в двух случаях:

— в случае непредставления требуемых документов и сведений;

— в случае предоставления документов, не соответствующих требованиям законодательства РФ.

При принятии решения об аккредитации участника размещения заказа, оператор электронной площадки обязан:

1) внести сведения об участнике размещения заказа в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке;

2) открыть счет участнику размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме;

3) обеспечить участнику размещения заказа доступ к участию в любых открытых аукционах в электронной форме, проводимых на электронной площадке.

Аккредитация осуществляется сроком на 3 года.

4. Обязательное требование об обеспечении участником размещения заказа заявки на участие в аукционе.

Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не может быть менее чем 0,5% и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В связи с этим оператор должен обеспечить открытие счета для проведения операций по уча­стию в аукционах в электронной форме. Участник размещения зака­за вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на таком счете, но при подаче заявки на участие в аукционе оператор обязан осуществить блокирование операций по счету для проведе­ния операции по обеспечения участия в аукционе подавшего заяв­ки участника размещения заказа.

Требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме.

5. Установлен особый порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Заявка на участие разделяется на две части, которые предоставляются оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. В первой части заявки содержатся все требуемые требования о товаре, а во вто­рой ‒ сведения об участнике размещения заказа. Ранжирование сде­ланных предложений о цене контракта осуществляется на основании первой части заявки, подаваемой анонимно, и только после прове­дения аукциона аукционная комиссия, получив от оператора вторую часть заявки и проверив соответствие содержащихся в ней сведений об участнике аукциона, получившем первое место, принимает реше­ние о выборе победителя аукциона. Это нововведение направлено на обеспечение объективности выбора победителя аукциона.

Процедура размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме условно делится на 3 этапа:

I этап– Подготовительный.

Заказчик и оператор электронной площадки проводят организационную деятельность по подготовке торгов.

Действия заказчика:

1) создание аукционной комиссии;

2) разработка документации об аукционе и ее утверждение.

Действия оператора:

3) аккредитация участников размещения заказа;

4) открытие счета для проведения операций по участию в аукционе.

II этап– Определение состава участников размещения заказа, из числа которых будет выбираться победитель размещения заказа.

На данном этапе выполняются действия:

1) размещение заказчиком извещения и документации об аукционе на официальном сайте;

2) подача заявок на участие;

3) рассмотрение заявок на участие в аукционе оператором;

4) блокирование операций по счету участника размещения заказа;

5) рассмотрение первых частей заявок на участие аукционной комиссией.

Вопрос: Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок в соответствии с частью 9 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок. Могут ли те же самые участники, отклоненные ранее, подать заявку на участие? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.)

Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок в соответствии с частью 9 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок.

Могут ли те же самые участники, отклоненные ранее, подать заявку на участие?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации участники запроса котировок, чьи заявки были отклонены, вправе подать новые заявки.

Обоснование позиции:

В случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, если запрос котировок признан не состоявшимся по вышеуказанному основанию в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

Буквально из формулировки ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод о том, что заказчик при продлении срока подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня должен направить запрос о подаче заявок на участие в «продленном» запросе котировок не менее чем трем лицам из числа тех, кто уже принимал участие в проводимом запросе, чьи заявки рассматривались и были отклонены котировочной комиссией. Однако, на наш взгляд, смысл приведенной нормы состоит в ином.

Во-первых, при таком понимании ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ эта норма становится невыполнимой в том случае, если изначально было подано всего две заявки на участие в запросе котировок.

Во-вторых, подобный подход лишает эту норму всякого смысла в том случае, если все первоначально поданные заявки были отклонены в связи с таким несоответствием заявок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, которые связаны с особенностями статуса подавших их лиц, то есть подобное несоответствие не может быть исправлено простым внесением изменений в котировочную заявку. Аналогичная ситуация возникает и в случае отсутствия лиц, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги, помимо тех, что уже подали заявки на участие в проводимом запросе котировок.

В-третьих, в ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ прямо не указано, что речь в этой норме идет именно о лицах, ранее подавших заявке на участие в проводимом запросе котировок. Под участником же закупки в Законе N 44-ФЗ понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Наконец, в-четвертых, действовавшая до 1 января 2014 года аналогичная по существу норма Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ч. 6 ст. 46 этого закона) в правоприменительной практике понималась как обязывающая заказчика (уполномоченный орган) в случае продления срока подачи котировочных заявок направить запрос именно потенциальным участникам запроса котировок (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2012 N Ф09-453/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2009 N А33-3580/2008-Ф02-79/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2010 N А10-2492/2009, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 N 02АП-1831/11).

Согласно ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В связи с этим, поскольку из положений ч.ч. 2, 4 ст. 79 Закона N 44-ФЗ следует, что продление запроса котировок формально не означает проведения новой закупки, возникает вопрос о правомерности повторной подачи котировочных заявок лицами, заявки которых ранее были рассмотрены и отклонены.

Последствия нарушения правила, предусмотренного ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ, установлены ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ: в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему. По смыслу § 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ возвращенная участнику либо рассмотренная и отклоненная котировочная заявка не может являться предметом повторного рассмотрения и оценки в рамках того же самого запроса котировок. Исчерпывающий же перечень оснований для отклонения котировочных заявок предусмотрен ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, в рамках рассмотрения и оценки заявок, поданных при продлении срока проведения запроса котировок, то обстоятельство, что заявка подана лицом, которое уже подавало заявку в рамках проводимого запроса котировок, и ранее поданная им заявка была отклонена, не является формальным основанием для возврата или отклонения такой заявки. Такая «повторно поданная» заявка, как нам представляется, должна быть рассмотрена заказчиком наравне с остальными заявками, поступившими по итогам продления запроса котировок.

На наш взгляд, приведенные выше обстоятельства, а также то, что Законом N 44-ФЗ не конкретизирован и явным образом не ограничен круг лиц, которые вправе участвовать в таком «продленном» запросе котировок, дают основание для того, чтобы рассматривать ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ как обязывающую заказчика при продлении запроса котировок направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок лицам, не подававшим ранее заявки на участие в проводимой закупке, а при отсутствии таких лиц — и участникам, заявки которых были отклонены. Заказчик не вправе не рассматривать либо отклонять заявки, поступившие после продления запроса котировок, только на том основании, что они поданы лицами, заявки которых были отклонены в ходе первоначального рассмотрения и оценки заявок в рамках той же закупки. Такие участники вправе наряду с иными лицами принимать участие в «продленном» запросе котировок.

В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить, к сожалению, не удалось. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

Какие критерии заказчик может установить для оценки заявок на участие в конкурсе по положениям 44-ФЗ?

При проведении закупки в форме конкурса заказчик должен разработать критерии оценки участников. Они должны быть размещены в закупочной документации и доступны для ознакомления участниками. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе – это признаки, по которым заказчики оценивают заявки и присваивают им рейтинг. Участник, который по результатам оценки получил наивысший рейтинг, становится победителем закупки.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 – Москва
  • +7 (812) 407-22-74 – Санкт-Петербург

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.

Победителем закупки в форме конкурса становится участник не с самой низкой ценой, а предложивший наилучшие условия исполнения контракта. Заявки на участие в открытом конкурсе всегда оценивают минимум по двум критериям, один из которых – цена.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договора Максимальная значимость цены, % Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках 70 30
Работы и услуги не из перечня 60 40
Спасательные работы 40 60
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия 40 60
Юридические, образовательные, медицинские услуги 40 60
Нормативные документы в области образования (разработка) 40 60
Экспертные услуги 30 70
Работы по техподдержке информсистем 30 70
Услуги по кинопрокату 20 80
НИОКР 20 80
Услуги артистов и режиссеров 20 80
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы 0 100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Оценка заявок по стоимостным критериям

Для оценки заявок по критерию цены применяют следующую формулу:

  • минимальное предложение из всех / предложение участника * 100%.

Пример: цена услуг (удельный вес – 60%) и квалификация исполнителя (удельный вес – 40%). На участие в конкурсе поступило три заявки:

  • Заявка №1. Цена – 1000 р.
  • Заявка №2. Цена – 1500 р.
  • Заявка №3. Цена – 1200 р.

Заявке №1 присваивается 1000 / 1000 * 100 = 100 балла.

Заявке №2 присваивается 1000 / 1500 * 100 = 66,7 балла.

Заявке №3 присваивается 1000 / 1200 * 100 = 83,3 балла.

С учетом того, что значимость цены будет равна 60%, то полученное значение заказчику следует умножить на коэффициент 0,6.

Получается, что по результатам оценки цены контракта участники получат:

  • Участник №1 – 100 * 0,6 = 60 баллов.
  • Участник №2 – 66,7 * 0,6 = 40,02 балла.
  • Участник №3 – 83,3 * 0,6 = 49,98 балла.

Если минимальная стоимость равна нулю или принимает отрицательное значение, то применяется такая формула:

  • (максимальная стоимость – цена, предложенная участником) / цена, предложенная участником * 100.

На практике контракты с нулевой стоимостью встречаются редко. Примером может служить услуга по открытию расчетного счета в банке.

Возможность подписания контрактов с нулевой стоимостью подтверждает ФАС, которая считает подобные сделки правомерными.

В случае если все заявки на участие содержат одинаковые предложения по критерию цены, то они по нему не оцениваются.

Оценка заявок по нестоимостным критериям

Заказчику следует самостоятельно сформулировать, что конкретно понимается под качеством работ или квалификацией участника. Нередко в рамках одного критерия в документацию включают сразу несколько показателей. К нестоимостным критериям оценки заявок относят, например:

  1. Наличие системы контроля качества.
  2. Экологические мероприятия.
  3. Технология выполнения работ.
  4. Мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Квалификация участника закупки может оцениваться по следующей группе показателей:

  1. Квалификации персонала: наличие у него сертификатов и допусков, портфолио и научной степени.
  2. Опыт участника: количество подписанных контрактов на аналогичные работы.
  3. Наличие необходимого оборудования.
  4. Деловая репутация компании на рынке: количество положительных отзывов, наличие благодарственных писем, участие в различных рейтингах и пр.
  5. Наличие финансовых ресурсов: оценка финансовой устойчивости поставщика по данным бухгалтерской отчетности.

Критерии оценки нестоимостных параметров должны иметь числовое выражение. То есть важен факт не просто наличия оборудования, а количество единиц инструмента и транспортного средства. Важен не просто опыт работы, но и количество контрактов с аналогичным предметом закупки.

Свое соответствие нестоимостным критериям заказчику необходимо подтвердить документально. Для этого он прилагает к заявке копии трудовых книжек, дипломов, контрактов и пр.

Каждому нестоимостному критерию заказчик присваивает свой коэффициент значимости. Сумма всех критериев должна равняться единице.

Например, критерий квалификация включает в себя такие показатели, как «опыт работы» (критерий значимости – 0,6), «деловая репутация» (критерий – 0,2), «наличие финансовых ресурсов» (критерий – 0,2). В сумме данные критерии дают единицу.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация;
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Важно учитывать, что конкурсная комиссия не имеет права применять критерии оценки заявок, которые не были установлены конкурсной документацией (на основании ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса;
  • о допуске участника закупки;
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие;
  • о порядке оценки данных заявок;
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев;
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров;
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Если в конкурсной документации было закреплено право заказчика на подписание контакта с несколькими участниками, то первый номер допускается присвоить нескольким заявкам.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Критерии оценки заявок и порядок расчета итогового рейтинга по 44-ФЗ

— Общие правила, применяемые при оценке заявок
— Оценка заявок по стоимостным критериям оценки
— Оценка заявок по нестоимостным критериям оценки
При проведении конкурса (открытого, закрытого, двухэтапного, с предварительным отбором) в электронной форме заказчики обязаны при осуществлении оценок поданных заявок использовать в работе Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственные и муниципальных нужд» (далее — Постановление Правительства от 28.11.2013 г. N 1085, Правила).
В Правилах установлены основные критерии, которые заказчик может использовать при оценке заявок. Среди критериев выделяют: стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным критериям относятся:
1. Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в отдельных случаях;
4. Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.
К нестоимостным критериям относятся:
1. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2. Квалификация участников закупки, в том числе:
— наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании;
— наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
— наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Дополнительная информация
Для автоматизации расчета предлагаем Вам использовать «Расчетчик итогового рейтинга заявок».

Общие правила, применяемые при оценке заявок

Критерии оценки заявок на участие в различных видах конкурсов, а также величины значимости критериев оценки в обязательном порядке должны указываться заказчиком в документации о закупке (п. 8 Правил). Законодатель устанавливает, что критериев оценки заявок должно быть не меньше 2 (двух), один из которых — «цена контракта». Вместо указанного критерия может быть установлен критерий «стоимость жизненного цикла», в том случае, если осуществляется закупка, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий закупку товара (выполнение работы), последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию (при необходимости) поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла) (п. 8 Правил).
Сумма величин значимости критериев оценки, которые заказчик применяет при определении победителя, должна составлять ровно 100 (сто) процентов (п. 9 Правил). Распределение величин значимости критериев заказчик распределяет самостоятельно, учитывая при этом таблицу, в которой указаны максимальные и минимальные возможные величины значимости критериев при закупках различных товаров, работ, услуг. Указанная таблица является Приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085.

Какие протоколы составляют в запросе котировок в электронной форме

Скачать бланк протокола запроса котировок в электронной форме

Скачать образец протокола запроса котировок в электронной форме

Скачать образец протокола о несостоявшемся запросе котировок

Скачать образец протокола открытого запроса котировок в электронной форме по продленной процедуре

Скачать образец протокола электронного запроса котировок с отклоненными заявками

Как составить протокол рассмотрения заявок

Срок подачи заявок подошел к концу. Члены комиссии приступают к их рассмотрению. Это необходимо сделать в течение одного рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи предложений (ч. 1 ст. 82.4 44-ФЗ). Комиссия изучает заявки участников и все сопроводительные документы, установленные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ. И хоть совместное их рассмотрение не является обязательным требованием, члены комиссии стараются рассматривать регистры заявки как единое целое (ч. 11 ст. 82.3 44-ФЗ).

По результатам изучения и анализа предложений члены комиссии решают, соответствует ли заявка установленным требованиям или нет, принять или отклонить запрос от потенциального поставщика (ч. 2 ст. 82.4 44-ФЗ). Заказчик отклоняет документ только на законных основаниях:

  1. Если участник предоставил недостоверную информацию или включил искаженные сведения в сопроводительную документацию (ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ). Исключением является закупка товаров, работ или услуг по правилам национального режима — ст. 14 44-ФЗ. В этом случае отклонять запрос из-за непредоставления документов запрещено (пп. «а» п. 2 ч. 9 ст. 82.3).
  2. Если информация в предложении от потенциального исполнителя не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 9 ст. 82.3).

Все результаты рассмотрения предложений на участие в процедуре указываются в итоговом протоколе. Вот как следует его составлять (ч. 5 ст. 82.4 44-ФЗ):

  1. Указываем наименование заказчика, место, дату и точное время анализа предложений.
  2. Прописываем идентификационный номер каждой заявки.
  3. Вносим сведения об отклоненных запросах от потенциальных поставщиков.
  4. Определяем причины для отклонения с четким указанием нормативов (ссылка на пункты), которым не соответствует содержание отклоненной заявки.
  5. Детализируем решения всех членов котировочной комиссии по каждому предложению.

Итоговый протокол электронного запроса котировок подписывается членами котировочной комиссии, которые присутствуют на рассмотрении. Ответственный сотрудник направляет готовый документ оператору электронной площадки. Задерживать отправку нельзя — итоговый документ отправляется не позднее окончания срока, отведенного на рассмотрение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.

Оператор изучает протокол и присваивает всем неотклоненным заявкам порядковые номера. Первый номер — это предложение с самой низкой ценой. Поставщик, направивший его, становится победителем (ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ). Если два потенциальных исполнителя предложили одинаковую цену, то побеждает тот, кто первым прислал запрос (ч. 6 ст. 82.4 44-ФЗ).

Как составить протокол о признании процедуры несостоявшейся

Есть несколько оснований для признания электронного запроса котировок несостоявшимся:

  • за весь срок подачи заявок подано только одно предложение или не поступило ни одного запроса от поставщиков (ч. 14 ст. 82.3 44-ФЗ);
  • после рассмотрения заявок осталось лишь одно действующее (соответствующее) предложение или все отклонены (ч. 9 ст. 82.4);
  • победитель уклонился от заключения контракта, а другой участник отказался заключать с заказчиком договорные отношения или уклонился от подписания договора (ч. 15 ст. 83.2).

Заказчик составляет протокол, в котором указывает, что запрос котировок признан несостоявшимся. Комиссия готовит особые протоколирующие документы:

  1. Если не подано ни одного предложения, то члены комиссии готовят протокол несостоявшихся котировок в электронной форме. В нем указывают название заказчика, место, срок и время рассмотрения, список присутствующих членов комиссии, факт отсутствия предложений от потенциальных поставщиков и признания процедуры несостоявшейся (ч. 14 ст. 82.3). По решению всех членов котировочной комиссии заказчик продлевает срок подачи заявок на четыре рабочих дня (ч. 1 ст. 82.6).
  2. Если все предложения отклонены. В протокол включаются основные реквизиты (место и дата формирования, перечень членов котировочной комиссии). Исполнитель составляет таблицу, в которой подробно расписываются сведения о поданных заявках — их идентификационные номера, основания для отклонения и решение каждого члена комиссии. Итогом является подтверждение того, что процедура признана несостоявшейся (ч. 9 ст. 82.4) и что срок подачи запросов продлевается на четыре рабочих дня.
  3. Если соответствующей признали только одну заявку. Документ составляется по аналогии. Члены комиссии утверждают решения о принятии или отклонении, соответствии (несоответствии) предложений в табличной форме. Итог — признание закупки несостоявшейся (ч. 9 ст. 82.4) и пролонгация на четыре рабочих дня.
  4. Если подана только одна заявка. Протокол заполняется по такому же алгоритму, но с другими ссылками на нормативы. Члены комиссии фиксируют сведения о поданном предложении, указывают на его соответствие, признают электронный запрос котировок несостоявшимся (ч. 14 ст. 82.3) и продлевают закупку на четыре рабочих дня.

Члены комиссии ставят подписи и направляют документ оператору электронной площадки.

Как составить протокол о продлении срока подачи заявок

Документ формируется так:

  1. Прописываем наименование заказчика, место, дату и время заседания.
  2. Перечисляем всех присутствующих членов комиссии.
  3. Определяем кворум.
  4. Указываем первоначальные причины для продления — сколько подано заявок и сколько из них соответствуют требованиям заказчика.
  5. Прописываем нормативное основание для пролонгации. Продление допускается, только если электронная процедура не состоялась по причине отсутствия надлежащего количества предложений — подан один или не подано ни одного запроса, все заявки отклонены из-за несоответствия или соответствует только одна.
  6. Приводим подробную информацию по каждому предложению.
  7. Продлеваем срок подачи на четыре рабочих дня, ссылаясь на ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ.

Те участники, чьи предложения ранее отклонили, вправе подать повторный запрос (ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ). Если после окончания продленного срока подана только одна соответствующая заявка или только одно предложение признается соответствующим требованиям заказчика, то контракт заключается с единственным поставщиком (ч. 3 ст. 82.6, п. 25.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Как разместить протоколы

Заказчику не требуется создавать протоколирующий документ в Единой информационной системе. Его задача — подготовить бумажную версию, внести решения каждого члена комиссии и направить заполненный бланк оператору торговой площадки — туда, где формируется протокол рассмотрения котировочных заявок в электронной форме. В ЕИС протоколирующие регистры импортируются из внешней системы.

Получается, что составлением протокола рассмотрения и оценки занимается оператор электронной площадки, он же выгружает его в ЕИС и уведомляет заказчика (ч. 8 ст. 82.4 44-ФЗ). Вот как ознакомиться с готовым документом:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет заказчика в ЕИС.

Шаг 2. Зайти в карточку извещения — в раздел «Документы закупки».

Шаг 3. Выбрать нужный протокол.

Шаг 4. Просмотреть общую информацию.

Шаг 5. Изучить список участников.

Шаг 6. Рассмотреть порядок оценки потенциальных поставщиков.

Шаг 7. Проверить документы.