Налогообложение операций по пластиковым картам

Содержание

masterok

На втором месте после повышения пенсионного возраста стоит «ужасная» новость о том, что с 1 июля налоговая начнет брать налоги со всех перечислений на ваши пластиковые карты. Странно, что тема увеличения НДС как то не слишком «зашла» в бурные обсуждения. Наверное потому, что до 2003 года НДС и так был 20% и все ошибочно надеются, что текущее изменение коснется только бизнеса.
Но вернемся к нашей первой страшилке. Почти все «специалисты широкого профиля в соцсетях» утверждают, что если вам после 1 июля на карту перечислят 2 000 руб, вы тут же должны заплатить 13% подоходного налога, т.к. государство будет трактовать эти 2 000 руб. как доход. Государство у нас конечно очень ушлое и оно с удовольствием бы взяла и этот налог.
Но не сможет пока…
Судя по многочисленным статьям в социальных сетях никто не читал налоговый кодекс и не в курсе поправок в статью 86 НК. Но вот например экономист Екатерина Мирошкина читала и в курсе. Давайте разберемся , что там изменилось на самом деле и с какого числа.
Как на самом деле
В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
Новость про тотальный контроль — вброс, фейк и провокация.
Что на самом деле изменилось в НК
С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются металлических счетов. Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:
— На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
— Владелец счета — человек или компания — может снять со счета металл или деньги.
— По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
— Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
— Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом — с валютного и в самом конце — с металлического.
Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.
Что с контролем переводов на личные счета
О контроле переводов написано в статье 86 НК. Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

С 1 июня в эту статью добавили упоминание счетов в драгоценных металлах. Теперь и о них банки тоже должны сообщать в налоговую.
Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.
Долги, налоги и алименты взыщут без суда

Значит, контроль за доходами все-таки есть?
Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.
Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:
— налоговая проверка;
— долги по налогам;
— приостановление операций по счетам.
Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.
Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?
Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги — возврат займа или выручка.
С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма — это зарплата, а по другим ничего не понятно.
Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.
Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ. А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги — это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф — 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.
Перевод на карту — это еще не доход. Не спешите платить налоги
У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?
Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.
Вот советы для самых осторожных.
Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».
Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ — договор займа или хотя бы расписку. Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас могли пожаловаться соседи или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, но купили квартиру и машину. Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, как в этой ситуации работает закон и на что на самом деле имеет право налоговая.

Новый налог испугал держателей банковских карт: что на самом деле?

Россияне активно обсуждают в соцсетях изменения в Налоговом кодексе. Якобы с 1 июля 2018 года налоговая служба получит контроль над средствами физлиц на счетах и банковских картах и начнет взимать с денежных поступлений налог в 13%. Действительно ли с июля начнут брать НДФЛ за переводы с карту на карту?

Что изменилось?

Популярность переводов с карты на карту растет — физические лица часто получают деньги за работу или услуги именно так, при этом доход обычно никто не декларирует. Поправки в Налоговом кодексе вменяют банкам в обязанность предоставлять сведения о движении финансовых сумм на счетах физических лиц по первому требованию налоговой службы.

С 1 июля 2018 года банки обязали выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке, а также выписки по операциям на счетах физических лиц и переводах электронных денежных средств. Однако фактически это норма действовала и раньше, законодатели в новой редакции статьи 86 Налогового кодекса просто уравняли денежные счета и любые другие счета.

Что говорит закон?

По закону банки обязаны следить и проверять все операции на суммы от 600 тысяч рублей. Если ФНС запросит банк о состоянии счета физического лица и обнаружит подозрительные переводы, то гражданину придется объяснить происхождение денег. В том случае, если средства посчитают неофициальным доходом, то на всю сумму начислят налог, а также штраф 20% от суммы неуплаченного налога.

При этом в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса, банки могут предоставлять информацию об операциях только при наличии мотивированного запроса ФНС. Таким образом, никакой автоматической передачи информации о движениях по счетам и картам граждан сотрудникам налоговой службы нет — каждый случай предполагает индивидуальный запрос.

С чем борются?

Объем безналичных операций постоянно увеличивается, поэтому ФНС усиливает контроль над транзакциями. Многие предприятия платят гражданам «деньги в конверте» — часть средств переводится работнику по официальному договору, а другая — без всяких отчислений и документов. Именно такие доходы пытаются отследить налоговики.

При этом данный контроль действует с 2014 года — например, иногда банки в его рамках блокировали карты при поступлении денежных средств до выяснения характера платежа. Официально такие действия банка объяснялись борьбой с отмыванием и незаконным оборотом денежных средств.

Как избежать проблем?

Если вы опасаетесь, что ваш счет или карту с поступившими деньгами могут заблокировать или снять налоги и штрафы, необходимо заранее озаботиться пояснениями к поступающей «безликой» сумме. Например, когда вы получаете официальный доход у работодателя, то вместе с ней обязательно идет пояснение — «зачисление зарплаты». Если же характер перевода из данных банковской операции установить невозможно, а вы уже попали в поле зрения налоговиков, — это тот случай, когда могут возникнуть трудности.

Чтобы избежать вопросов налоговой службы, попросите указывать в переводе, например, что это возврат долга. Можно написать комментарий, что это дар от родственника — такие поступления согласно статье 217 Налогового кодекса не облагаются налогом. Однако ведомство все равно может потребовать доказательств — например, договор о займе или письменное объяснение родственника.

За что нужно платить?

Налог платится с доходов гражданина. С поступающий на карту официальной зарплаты налог уже уплачен работодателем, и на счет приходит «чистый доход». Но если на карту переводят деньги за арендованное жилье или выполненную на фрилансе работу, то по закону россиянин обязан заплатить налог самостоятельно, подав декларацию.

Для причисления к доходам сумма перевода должна быть больше 4 тысяч рублей. На практике ФНС обращает внимание на систематические или крупные переводы больше 100 тысяч рублей.

За что платить не нужно?

Кроме денежных подарков, налогом не облагаются стипендии и пособия, алименты, благотворительная помощь, доходы от продажи овощей со своего огорода, вознаграждение репетиторов, сиделок и помощников по хозяйству, суточные, возмещенные судебные расходы и господдержка ипотечников.

Важно помнить, что ФНС не может просто начислить НДФЛ на поступившую вам на карту крупную сумму — сначала фискальное ведомство должно доказать, что это доход. Если сомневаетесь, стоит ли платить налог с полученных денег, отправьте электронный запрос в инспекцию по месту жительства.

Контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2020 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц. Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года обернется для граждан? Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Читайте также статью ⇒ “Когда платить НДФЛ“.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам. В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Нужно сказать, что, хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

Случаи попытки доначисления налога уже имели место быть. В Белгородской области пенсионер был вызван для дачи разъяснений относительно дорогого автомобиля, который тот недавно приобрел. Налоговая служба посчитала, что пенсионного пособия и денег, вырученных от продажи старой машины было бы недостаточно для подобной покупки, и на сумму разницы доначислила НДФЛ. Пенсионер обжаловал решение в суде, и Верховный суд РФ отменил решение судов первой и апелляционной инстанции, пояснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к величине доходов, и что основанием для доначисления налога может быть только обнаруженный незадекларированный доход.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что делать, если налоговая вызывает гражданина свидетелем по статье 90 НК РФ

Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений. Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

  1. Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).
  2. Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.
  3. Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.
  4. Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.

Читайте также статью ⇒ “НДФЛ с материальной выгоды“.

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы. Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ
Приложение 30 к Приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ Форма решения о привлечении к налоговой ответственности

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин был вызван в налоговую службу в качестве свидетеля. Он не явился без всяких на то оснований, просто проигнорировав уведомление.

Комментарий: Неявка в налоговую службу гражданина, получившего письменное уведомление о необходимости дачи свидетельских показаний, грозит ему наложением штрафа в размере 1000 рублей.

Ошибка: Гражданин, вызванный для дачи разъяснений относительно крупных сумм поступлений на его дебетовую карту, предоставил сотруднику ФНС ложные сведения об источники денежных средств.

Комментарий: За дачу ложных показаний налоговая служба вправе оштрафовать гражданина на 3000 рублей.

Ответы на распространенные вопросы про контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

Бухгалтерский учет по корпоративной банковской карте

Какую карту лучше завести — дебетовую или кредитную?

Как в бухучете оформить выдачу карты сотруднику?

Как следует регламентировать операции с картой?

Нужно ли представлять сведения о корпоративных картах в налоговую?

Как сотрудник отчитывается за израсходованные с карты средства?

Можно ли удержать ущерб с сотрудника за расходование средств не по назначению?

Какие типовые проводки по операциям с корпоративными картами?

Итоги

Какую карту лучше завести — дебетовую или кредитную?

Для корпоративных целей возможен выпуск различных вариантов банковских карт:

  • только дебетовой (карта будет пополняться средствами прежде, чем их можно будет расходовать);
  • кредитной (средства на карте предоставляются банком в пределах лимита);
  • дебетовой с овердрафтом (существует возможность расхода средств сверх дебетового остатка — как правило, тоже лимитированная).

Какую карту выбрать — зависит от целей, для которых она выдается, а также от определенной степени доверия сотруднику, который будет ею пользоваться. К примеру, если карту оформляет на себя руководитель для использования в командировках, в т. ч. зарубежных, целесообразно предусмотреть возможность расходования средств по кредиту или овердрафту («лишние» деньги могут оказаться кстати). Если же карта выдается хозяйственнику для регулярных мелких закупок в пределах бюджета, оптимальным вариантом может стать дебетовая карта с ежемесячным фиксированным пополнением.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по кредитной карте установлен период беспроцентного пользования кредитными средствами, экономическую выгоду от такого пользования для целей налогообложения вычислять не нужно (см. письмо Минфина от 18.04.2012 № 03-03-10/38).

Как в бухучете оформить выдачу карты сотруднику?

Сама карта является собственностью банка, ее выдавшего. Поэтому на счетах бухучета предприятия, для которого она выпущена, факт выдачи карты сотруднику не отражается. Предприятие может вести учет таких карт в специальном журнале либо формировать перечень доверенностей, выданных сотрудникам на получение карты в банке. В случае необходимости подтвердить получение сотрудниками карт документ (например, реестр на выпуск карт) может быть запрошен у банка.

Как следует регламентировать операции с картой?

Если корпоративные карты применяются в организации, целесообразно утвердить локальным нормативным актом порядок использования карт и представления отчетов по израсходованным средствам.

Подобный регламент в том числе поможет в случаях:

  • Урегулирования возможных претензий налоговых органов по порядку отражения израсходованных средств по корпоративным картам в бухгалтерском учете. Например, если во внутренних регламентах не установлен четкий порядок отчета сотрудника по средствам, снятым с карты через банкомат, налоговики могут посчитать, что в таком случае следовало все снятые с карты суммы проводить через кассу организации (оприходовать по ПКО и сразу же оформлять РКО на выдачу под отчет). Разумеется, подобная претензия имеет под собой достаточно слабые основания, ведь фактически деньги в кассу предприятия не попадали. Но во избежание таких нюансов лучше все варианты расходования средств с карты и отчетов по ним прописать во внутреннем регламенте.
  • Предъявления претензий сотруднику в случае нецелевого использования карточных средств или выявления недостач и злоупотреблений. При правильном оформлении внутреннего регламента возможно будет не только удержать из зарплаты виновного сотрудника убытки от нецелевого использования средств, но и применить к сотруднику дисциплинарное взыскание по ст. 192 и ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за нарушение положений о дисциплине в организации).

Об оформлении приказа на взыскание читайте в статье «Приказ о дисциплинарном взыскании — образец и бланк».

Нужно ли представлять сведения о корпоративных картах в налоговую?

Законом «О внесении изменений…» от 02.04.2014 № 52-ФЗ с мая 2014 года отменена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в банках.

Как уже отмечалось выше, сама выдача банковских карт тоже относится к операциям выдающего банка, а не предприятия.

Таким образом, сообщать налоговой о том, что вы выпустили корпоративную карту, не требуется.

Как сотрудник отчитывается за израсходованные с карты средства?

Деньги на карте принадлежат компании и находятся в ее распоряжении. Следовательно, обязанность отчитываться у сотрудника возникает только тогда, когда он расплатился картой или снял наличные в банкомате.

По общему правилу использованные сотрудником средства с корпоративной карты рассматриваются как подотчетные суммы. Соответственно, порядок отчета за них аналогичный. Сотруднику следует:

  • Составить авансовый отчет об израсходованных суммах. Можно сделать это по стандартной форме АО-1, но можно и по форме, утвержденной внутри организации (например, внутренний регламент по использованию корпоративных карт может содержать и специальную форму отчета).

Все подробности оформления авансового отчета, когда расходы оплачены корпоративной банковской картой, изложены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

  • Приложить к отчету подтверждающие документы: чеки ККМ, накладные, акты и т. п.
  • Представить отчет в бухгалтерию предприятия в порядке и в сроки, предусмотренные положением об использовании корпоративных карт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Банки периодически (обычно ежемесячно) составляют и направляют клиентам отчеты-выписки по своим карточным продуктам. Таким образом, отчеты сотрудников, использующих карты, достаточно легко проверить в части безналичных расчетов и снятия средств через банкоматы.

Можно ли удержать ущерб с сотрудника за расходование средств не по назначению?

Да, можно. При соблюдении ряда условий:

  • размер ущерба может быть оценен;
  • вина работника в ущербе доказана (например, подтверждено приобретение товаров для личных нужд выпиской банка по именной карте и копиями расчетных документов продавца);
  • оформлено распоряжение (приказ) руководителя предприятия об удержании сумм ущерба из зарплаты сотрудника в срок не позднее 1 месяца с момента установления факта ущерба и вины (ст. 137 ТК РФ);
  • размер производимого удержания соответствует нормам, установленным в ст. 138 ТК РФ;
  • работник не оспаривает удержание (ст. 137 ТК РФ).

Подробнее с условиями удержаний из зарплаты .

Какие типовые проводки по операциям с корпоративными картами?

В бухучете операции по картам отражаются с применением счетов 55 «Специальные счета в банках» и 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Типовые операции представлены в таблице:

Дт

Кт

Примечание

Пополнение корпоративной карты

Счет 55 ведется в аналитике по каждому карточному счету

Использование кредитных средств банка

Для кредитной карты и овердрафта

Списана оплата услуг или комиссия банка по карте

  1. Сотрудником оплачены расходы картой по безналу.
  2. Сотрудником получены наличные по карте

Проводка выполняется в том случае, если у бухгалтерии есть средства оперативного контроля за движениями по карте, например интернет-банк

25, 26, 44, 60, 76

Отражен отчет сотрудника по израсходованным суммам

Проводка делается на дату принятия отчета

Отражен факт использования сотрудником карты для оплаты расходов

  1. В случае если нет оперативного контроля.
  2. Информация о том, что на данные расходы потрачены средства карты, поступила от работника (отражена в отчете)

Отражено использование картсредств по отчету банка и отчету работника

На дату получения отчета банка

Начислены проценты за пользование кредитными средствами

Для кредитных карт и овердрафта

Погашен кредит по кредитной карте

Обычно в сумме предъявляемого банком обязательного платежа по карте

О видах мошенничества, связанных с банковскими картами, читайте в статье «Мошенничество с использованием платежных банковских карт».

Итоги

Бухгалтерский учет корпоративных карт ведется по общим правилам. При этом для целей учета открываемые в банках карточные счета классифицируются как специальные счета в банках, а израсходованные сотрудниками средства с карт — как подотчетные суммы. Порядок применения карт рекомендуется утвердить отдельным внутренним документом, в котором зафиксировать все аспекты их использования, обратив особое внимание на процедуру отчета по расходованию средств.

Учет расчетов с применением платежных карт

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В целях минимизации денежных расчетов с физическими лицами государственные (муниципальные) учреждения культуры все чаще внедряют в своей хозяйственной деятельности безналичные расчеты с применением банковских карт. Среди таких расчетов большую часть по-прежнему занимают операции по выдаче заработной платы работникам (так называемые «зарплатные» проекты). Также платежные карты используют для выдачи подотчетных сумм. Многие учреждения культуры не только выдают деньги на банковские карты, но и осуществляют прием денежных средств с банковских карт населения в счет оплаты оказанных услуг.

«Зарплатные» проекты

Перечисление заработной платы на банковские карты работников осуществляется практически всеми государственными (муниципальными) учреждениями, и эта операция доведена до автоматизма. Такие операции практически вытеснили традиционный способ выдачи зарплаты из кассы наличными денежными средствами.

К сведению: способ получения заработной платы устанавливается в коллективном или трудовом договоре (ст. 136 ТК РФ).

Удобство безналичных расчетов по зарплате давно уже оценили не только работодатели (нет необходимости пользоваться услугами инкассации при перевозке достаточно крупных денежных сумм, исключение ошибок, возникающих ранее при подсчете наличных сумм), но и сами работники (не нужно специально идти в кассу, выстаивать очереди, пересчитывать деньги и т. д.).

В рамках «зарплатного» проекта учреждение заключает с банком договоры:

– о выпуске и обслуживании банковских карт. На основании такого договора и приложенного к нему списка работников, согласных получать заработную плату на банковскую карту, для каждого работника открываются счета (так называемые картсчета) и осуществляется выпуск банковских карт. Стоит отметить, что денежные средства, поступившие на картсчет работника, считаются его личным имуществом.

В этом же договоре определяются условия обслуживания карт (стоимость обслуживания, а также за счет кого такое обслуживание будет производиться (учреждения или держателя карты – работника));

– о перечислении учреждением сумм заработной платы на открытые банковские карты работников. На основании этого договора на дату выплаты заработной платы учреждение формирует платежное поручение на общую сумму заработной платы и реестр выплат в отношении каждого работника – держателя карты.

Условия вышеуказанных договоров могут быть объединены и в одном договоре, заключаемом с банком.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 года выплата заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений будет производиться только на национальные платежные карты «Мир». Поэтому до указанной даты работники должны быть обеспечены такими картами. Выдача национальных карт кредитными организациями уже производится (с 1 июля 2017 года). Такие новшества введены Федеральным законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе». До внесения изменений для выплаты заработной платы использовались платежные средства международных платежных систем Visa, MasterCard и пр.

В бухгалтерском учете операции по перечислению заработной платы на банковские карты работников отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Пункт 102 Инструкции № 162н*

Пункт 129 Инструкции № 174н**

Пункт 157 Инструкции № 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 302 11 830

1 304 05 211

0 302 11 830

0 201 11 610
0 201 27 610

0 302 11 000

0 201 11 000
0 201 21 000
0 201 27 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Пример 1.

За июль 2017 года работникам бюджетного учреждения культуры начислена заработная плата в размере 600 000 руб. Сумма НДФЛ, удержанного за указанный месяц, равна 78 000 руб. По согласию работников заработная плата перечисляется им на банковские карты.

Общая сумма заработной платы, перечисленной работникам за первую половину месяца, составила 260 000 руб.

Согласно договору, заключенному с банком в рамках «зарплатного» проекта, расходы по годовому обслуживанию карт оплачивает учреждение. Указанные расходы учтены при расчете субсидии на выполнение государственного задания. За первый год обслуживания банковских карт (с 1 июля 2016 года по 31 мая 2017 года) банк представил акт оказанных услуг и выставил счет на сумму 17 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата

4 109 60 211

4 302 11 730

600 000

Перечислена на банковские карты работников заработная плата за первую половину месяца

4 302 11 830

4 201 11 610

260 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Удержан НДФЛ

4 302 11 830

4 303 01 730

78 000

Перечислена на банковские карты работников заработная плата, причитающаяся им под расчет
((600 000 – 260 000 – 78 000) руб.)

4 302 11 830

4 201 11 610

262 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Перечислен НДФЛ в бюджет

4 303 01 830

4 201 11 610

78 000

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Начислены расходы на оплату банковских услуг по годовому обслуживанию банковских карт

4 109 60 226*

4 302 26 730

17 000

Оплачены банковские услуги

4 302 26 830

4 201 11 610

17 000

Забалансовый счет 18 (226 КОСГУ*)

* В соответствии с Указаниями № 65н банковские услуги следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие услуги» КОСГУ (письма Минфина РФ от 18.11.2016 № 02-05-10/6853, Федерального казначейства от 12.08.2013 № 42-2.2-06/51).

Вместе с тем средства для оплаты услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на счета работников, открытые в кредитных организациях за счет средств таких работников, могут быть удержаны работодателем из заработной платы работников на основании их заявления. При этом данные выплаты осуществляются учреждением по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Расчеты с подотчетными лицами

Выплата подотчетных сумм также может осуществляться на банковские карты сотрудников учреждения – подотчетных лиц. При этом порядок открытия таких карт отличается от порядка, установленного в рамках «зарплатных» проектов.

Особенности осуществления операций по обеспечению денежными средствами учреждений государственного сектора с использованием карт определены в разд. V Правил № 10н (Письмо Минфина РФ от 06.12.2016 № 02-07-10/72408).

В соответствии с п. 36 Правил № 10н учреждение производит операции с применением карт по договору банковского счета, заключенному ОФК с кредитной организацией на открытие счета № 40116 для учета операций по обеспечению денежными средствами с использованием банковских карт, и Положению № 266-П.

Таким образом, согласно Правилам № 10н банковские карты выдаются к счету № 40116, открытому ОФК в банке, а не к счету физического лица. То есть в данном случае клиентом банка является учреждение, а не физические лица – подотчетники.

Обеспечение подотчетных лиц учреждения денежными средствами с использованием карт в соответствии с Правилами № 10н осуществляется следующим образом:

Наименование операции

Порядок выполнения

Получение банковских карт

Учреждение представляет в ОФК заявление на получение карт (ф. 0531247). В нем оно просит выдать карты персонифицировано уполномоченным работникам (то есть подотчетным лицам). На основании таких заявлений ОФК формирует реестр на выпуск карт (ф. 0531248) и направляет его в кредитную организацию. Дополнительно к реестру учреждение представляет также в банк документы, необходимые для изготовления карт. После получения уведомления о готовности карт уполномоченный на получение карт работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие пин-коды к ним (п. 37, 38 Правил № 10н)

Перечисление денежных средств со счета на карту

Для получения наличных денежных средств с карты необходимо, чтобы на карте уже имелись денежные средства. Для этого учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243). После проверки такой заявки ОФК формирует платежное поручение на перечисление денежных средств на соответствующие счета № 40116 (то есть происходит зачисление средств на банковскую карту). Суммы, поступившие на карту, ОФК отражает в расшифровке (ф. 0531250) (п. 11, 18, 41 Правил № 10н)

Снятие денежных средств с карты подотчетным лицом учреждения

Уполномоченное (подотчетное лицо) учреждения, на которое оформлена карта, вправе снять необходимые денежные средства через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств. Подтверждением снятия денежной наличности послужит кассовый чек, выданный банкоматом или оператором-кассиром

Возврат (внесение) на карту подотчетным лицом неиспользованных сумм

При возврате подотчетным лицом неиспользованных средств на карту, а также после внесения денежных средств на карту в иных случаях учреждение в день внесения средств представляет в ОФК расшифровку внесенных сумм (ф. 0531251), подписанную руководителем и главным бухгалтером. Также расшифровка составляется учреждением, если имеющиеся

на карте денежные средства не востребованы (частично или полностью не использованы) в течение 45 календарных дней со дня перечисления на карту, не считая дня перечисления. На основании расшифровок ОФК формирует платежное поручение на перечисление невостребованной суммы (суммы внесенных наличных денег) с карты на соответствующий счет ОФК с указанием в реквизите «Назначение платежа» информации в такой формулировке: «неиспользованные по карте» или «внесенные наличными» (п. 42, 44, 45 Правил № 10н)

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт, открытых к счету № 40116, осуществляется с применением следующей корреспонденции счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Зачислены средства на карту подотчетного лица на основании заявки учреждения на перечисление денежных средств на карту

Пункт 92 Инструкции № 162н

Пункт 115 Инструкции № 174н

Пункт 118 Инструкции № 183н

1 210 03 560

1 304 05 xxx

0 210 03 560

0 201 11 610

0 210 03 000

0 201 11 000

Получены подотчетным лицом наличные денежные средства с банковской карты через банкомат, а также оплачены подотчетным лицом приобретенные услуги (работы, товары) с использованием карт

Пункты 92, 84 Инструкции № 162н

Пункт 105 Инструкции № 174н

Пункт 108 Инструкции № 183н

1 208 xx 560

1 210 03 660

0 208 xx 560

0 210 03 660

0 208 xx 000

0 210 03 000

Возвращены остатки неиспользованных подотчетных сумм на карту через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств

Пункты 84, 47 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

1 201 23 510

1 208 xx 660

0 201 23 510

0 208 xx 660

0 201 23 000

0 208 xx 000

Зачислены на счет невостребованные (внесенные на карту) суммы

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

1 304 05 000

1 201 23 610

0 201 11 510

0 201 23 610

0 201 11 000

0 201 23 000

Приняты суммы расходов, произведенных подотчетным лицом

Пункт 84 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

1 401 20 xxx
1 105 00 340
1 106 00 310
1 109 00 xxx

1 208 xx 660

0 105 00 340
0 106 00 310
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

0 208 xx 660

0 105 00 000
0 106 00 000
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

0 208 xx 000

Вместо указанных в таблице символов xxx проставляется соответствующий код КОСГУ, xx – соответствующий аналитический код счета.

Пример 2.

На банковскую карту подотчетного лица автономного учреждения переведены с лицевого счета на основании заявки средства для закупки хозяйственных товаров в размере 1 700 руб. Приобретение хозтоваров было осуществлено как за наличный, так и за безналичный расчет.

Хозтовары на сумму 1 000 руб. были оплачены банковской картой.

Оставшиеся на карте средства (700 руб.) работник снял наличными через банкомат. На них он также приобрел хозяйственные товары на сумму 650 руб.

Все подтверждающие документы (товарные и кассовые чеки, чеки электронных терминалов) приложены к авансовому отчету.

Неизрасходованный остаток наличных средств в размере 50 руб. внесен подотчетным лицом на карту через банкомат.

Все операции осуществлены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислены на карту подотчетного лица денежные средства

4 210 03 000

4 201 11 000

1 700

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Произведена оплата подотчетным лицом хозтоваров банковской картой

4 208 34 000

4 210 03 000

1 000

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Сняты работником с банковской карты наличные денежные средства через банкомат

4 208 34 000

4 210 03 000

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Приняты к учету приобретенные хозтовары

4 105 36 000

4 208 34 000

1 650

Внесен через банкомат на карту остаток неизрасходованных наличных денежных средств

4 201 23 000

4 208 34 000

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Зачислена на счет сумма, внесенная на карту

4 201 11 000

4 201 23 000

Уменьшение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Как было указано выше, Правилами № 10н установлен порядок выдачи сотрудникам учреждений расчетных (дебетовых) карт для оплаты расходов, связанных с деятельностью этих организаций, со счетов, открытых ОФК на счете № 40116.

Вместе с тем, по мнению специалистов финансовых ведомств, денежные средства, выдаваемые учреждениями под отчет своим сотрудникам, могут перечисляться и на «зарплатные» карты этих сотрудников для осуществления операций, связанных:

  • с оплатой расходов учреждений по поставкам товаров (в том числе ГСМ), выполнению работ, оказанию услуг;

  • с командировочными расходами;

  • с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов.

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-01-07/46781, от 10.09.2013 № 02-03-10/37209.

Прием платежей от населения

Возможность оплаты товаров (работ, услуг) банковскими картами для многих потребителей является важным фактором. В связи с этим платежные терминалы, с помощью которых осуществляется прием платежей с банковских карт, теперь стали устанавливать в кассах не только коммерческие организации, но и государственные (муниципальные) учреждения.

Прием платежей с банковских карт физических лиц осуществляется в рамках заключенного с кредитной организацией договора эквайринга. По данному договору банк (эквайер) оказывает комплекс услуг по обработке и проведению карточных платежей. В договоре отражаются условия и стоимость установки оборудования (платежных терминалов), обслуживания терминалов, размеры вознаграждений банку и сроки перечисления средств на счет организации со счета потребителей.

Возможность заключения таких договоров государственными (муниципальными) учреждениями подтверждается в письмах Минфина РФ от 16.10.2014 № 02-07-10/52197, ЦБ РФ от 30.07.2013 № 14-27/763.

Для использования возможностей эквайринга учреждению, оказывающему платные услуги населению, необходимо:

  • обеспечить место для установления платежного терминала (pos-терминала) на своей территории. Стоит отметить, что терминал устанавливается в кассе учреждения;

  • принимать к оплате пластиковые карты согласно договору с банком;

  • оплачивать указанную в договоре комиссию за оказание услуг эквайером.

Со своей стороны банк обязуется:

  • установить терминал на выделенной территории. Такие терминалы могут предоставляться банком бесплатно или в аренду;

  • провести обучение сотрудников учреждения по работе с терминалом и проведению операций по карте;

  • проводить проверку достаточности денег на счете клиента в момент совершения покупки;

  • перевести сумму на счет учреждения в указанные сроки;

  • предоставлять консультацию и поддержку при возникновении трудностей;

  • обеспечить расходными материалами.

Размер комиссии за услуги эквайринга определяется условиями договора.

Обратите внимание: При осуществлении банком перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг, в адрес учреждения-продавца следует учитывать положения п. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которым вознаграждение банка по переводу денежных средств не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (Письмо от 30.07.2013 № 14-27/763).

Основанием для отражения операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете является реестр операций или электронный журнал. Такой журнал (реестр) формируется с помощью терминала в конце дня и передается в банк. Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала (п. 2.9 Положения № 266-П).

Сверка взаимных расчетов между учреждением и кредитной организацией производится путем оформления акта с периодичностью, установленной в договоре эквайринга (еженедельно, ежемесячно).

Бухгалтерский учет операций по приему платежей с банковских карт оформляется с учетом инструкций № 162н, № 174н, № 183н следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Прием оплаты услуг (товаров, работ) с использованием банковской карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 77 Инструкции № 174н

Пункт 80 Инструкции № 183н

1 201 23 510

1 205 31 660

2 201 23 510

2 205 31 660

2 201 23 000

2 205 00 000

Зачисление на лицевой счет учреждения сумм полученных оплат с банковских карт потребителей (с удержанием комиссии за услуги банка)

Инструкцией № 162н не предусмотрено*

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

1 210 02 130

1 201 23 610

2 201 11 510

2 201 23 610

2 201 11 000

2 201 23 000

* У казенных учреждений средства, поступившие от потребителей в оплату оказанных услуг, зачисляются в доход бюджета. Стоит отметить, что приведенная проводка в Инструкции № 162н не предусмотрена, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. В части восстановления расходов на сумму комиссии банка производится бухгалтерская запись: дебет счета 1 304 05 226 / кредит счета 1 201 23 610 (п. 47 Инструкции № 162н).

Расходы на оплату услуг банка-эквайера (комиссия) по переводу денежных средств с использованием пластиковых карт отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Указания № 65н, Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-05-10/78335). Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (пример 3), для отражения суммы комиссии, взимаемой банком-эквайером за перевод денежных средств с использованием банковских карт, рекомендуется применять счет 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Пример 3.

Театр (бюджетное учреждение) осуществляет реализацию входных билетов как за наличный расчет, так и с помощью банковской карты. Операции по приему платежей с банковских карт производятся через платежный терминал, полученный от банка в безвозмездное пользование. Согласно оформленному акту приема-передачи стоимость терминала составляет 17 000 руб.

Комиссия банка за оказание услуг эквайринга составляет 1% от суммы платежа.

За июнь 2017 года с банковских карт посетителей театра через платежный терминал поступило платежей на сумму 90 000 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом: