Неаттестация в техникуме

Что включает в себя программа ГИА в СПО?

Что входит в программу ГИА? Какие требования ФГОС СПО предъявляет к проведению ГИА? Что нужно для проведения демонстрационного экзамена? Читайте в статье.

Информационные технологии меняют требования к рабочим кадрам. Там, где раньше нужен был рабочий, который выполняет простые производственные задачи, теперь нужен специалист, умеющий обращаться с новыми технологиями. Подготовка таких кадров — обязанность среднего профессионального образования.

Оценить, насколько хорошо справляется СПО с этой задачей, позволяет государственная итоговая аттестация, которая определяет уровень сформированности компетенций студента.

Программа ГИА включает в себя:

  1. Паспорт программы.
  2. Структура и содержание.
  3. Условия реализации.
  4. Контроль и оценка результатов.

Паспорт программы

В паспорте программы указывается область применения программы ГИА, цели и задачи, количество отводимых часов по учебному плану и ФГОС СПО.

Например, для программы ГИА по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» областью применения будет программа подготовки по этой специальности, целью ― установление соответствия степени сформированности общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 08.02.01, время на подготовку и проведение ― шесть недель.

Структура и содержание

Для каждой специальности во ФГОС прописан вариант государственной итоговой аттестации.

Существует две формы ГИА:

  1. Защита ВКР (выпускная квалификационная работа);
  2. Проведение ДЭ (демонстрационный экзамен).

Демонстрационный экзамен проводится обязательно, если на то есть указание во ФГОС по конкретной профессии или специальности СПО. Например, во ФГОС по профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» прописано, что ГИА проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. ГИА в виде демонстрационного экзамена внедряется постепенно по мере актуализации ФГОС.

Образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать требования к содержанию, объёму и структуре ВКР на основании порядка проведения ГИА выпускников по программам СПО.

Защита ВКР

Студент самостоятельно выбирает тему, но она должна соответствовать его специальности и затрагивать один из образовательных модулей. Для проведения исследовательской работы студенту назначается научный руководитель.

ВКР способствует систематизации и закреплению знаний и направлена на определение уровня готовности выпускника к дальнейшей трудовой деятельности. Демонстрационный экзамен может быть включён в ВКР по желанию образовательного учреждения.

Проведение демонстрационного экзамена

Демонстрационный экзамен — воспроизведение рабочего процесса, в ходе которого студент выполняет определённые трудовые действия, показывая владение компетенциями в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности. ДЭ проводится по стандартам WSR (WorldSkills Russia).

Преимущества демонстрационного экзамена:

  • Сотрудничество с работодателями. Студенты, демонстрируя практические профессиональные навыки, могут получить в перспективе рабочее место. Также работодатель может начать сотрудничество с учреждением СПО, в том числе, забирать студентов на практики.
  • Оценка работы педагогического состава. Если на демонстрационном экзамене студенты показывают низкий уровень профессиональных навыков, возникает вопрос — качественно ли работают преподаватели?
  • Определение уровня компетентности студента. Можно оценить не только сам продукт и его качество, но и процесс его изготовления: последовательность действий, соблюдение технологии и техники безопасности, правильность использования материалов.
  • Минимальная вероятность «обмана» со стороны студента. При оценке ВКР сложно оценить настоящие профессиональные навыки студента, ведь в качестве результата своей работы он может продемонстрировать чужой труд. В случае демонстрационного экзамена такое невозможно, ведь комиссия вживую наблюдает за работой студента. Также с места проведения экзамена ведётся прямая трансляция.

Недостатки демонстрационного экзамена:

  • Сложность разработки пакетов заданий. Необходимо продумывать комплексные задания, в которых студент может проявить разные варианты компетенции. ДЭ мало подходит для социальных специальностей, например, педагогов.
  • Требуется хорошая материально-техническая база, которая соответствует инфраструктурным листам WSR, на что у образовательных учреждений не всегда хватает средств.

Что нужно для проведения демонстрационного экзамена?

  • Разработать задания. Они составляются на основе профстандартов и с учётом оценочных материалов WorldSkills Russia. Некоторые считают, что должно быть полное совпадение с WSR, другие — что нужно лишь частичное заимствование.

Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», говорила по этому поводу, что контрольно-измерительные материалы WorldSkills должны быть адаптированы для ГИА. Иначе будет несоответствие в том, чему студентов готовили, и по каким материалам их подготовленность проверялась.

Задание экзамена формируется исходя из реальных требований к профессии. Например, сантехнику надо установить трубы или смеситель, мебельщику — изготовить стул. На две смежные квалификации создаётся одно комплексное задание.

Примеры пакетов заданий можно посмотреть на сайтах WSR и ФУМО СПО (федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования).

  • Создание материально-технической базы. Проведение государственной итоговой аттестации в СПО в форме демонстрационного экзамена невозможно без статуса ЦПДЭ (центр проведения демонстрационного экзамена). Статус получается на год и подкрепляется аттестатом. Чтобы его получить, надо соответствовать требованиям к материально-технической базе WSR. На сайте WSR на каждый блок компетенции имеется инфраструктурный лист с перечнем необходимого оборудования, мебели и т. п. Финансирование на обновление материально-технической базы можно получить с помощью внебюджетных источников:
    • Добровольные пожертвования и помощь.
    • Субсидии и гранты от государства.
    • Государственно-частное партнёрство.
  • Подготовка контрольно-измерительных материалов. Всё, что нужно эксперту, чтобы оценить качество выполнения работы: критерии, показатели, экспертные и диагностические листы.
  • Определение экспертов. Во главе экспертной группы экзамена должен быть сертифицированный специалист по стандартам WSR. С учётом мнения этого специалиста происходит отбор в экспертную группу. В комиссию могут входить представители социальных партнёров — работодатели.

Условия реализации ГИА

В этом разделе указываются требования к минимальному материально-технического оснащению, информационно-методическому обеспечению, а также прописываются требования кадровому обеспечению ГИА.

Оценка результатов

Результаты определяются оценками:

  • «отлично»;
  • «хорошо»;
  • «удовлетворительно»;
  • «неудовлетворительно».

Если критерии оценки задания ДЭ разрабатывались по шаблону CIS, то рекомендуется перевести баллы в оценки, названные выше. Максимальное количество баллов за задание принимается за 100 %. Результаты переводятся в оценку по пятибалльной школе исходя из того, насколько полно и качественно выполнено задание.

Сроки проведения ГИА

Длительность проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО определяется ФГОС. Например, во ФГОС СПО профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» на ГИА выделяется 72 часа, соответственно, в них включено проведение демонстрационного экзамена.

О требованиях и критериях оценок к ГИА студентов уведомляют за полгода до экзаменов.

Нормативная база ГИА в СПО

Документы для ознакомления с требованиями к ГИА в СПО:

  • Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2015 года № 349-р;
  • Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 года № 968.

Изучить новые требования к СПО и познакомиться с инструментами WorldSkills для организации демонстрационного экзамена, вы можете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца», который пройдёт 24―26 июля в 2019 году в Санкт-Петербурге. Торопитесь ― количеств мест ограниченно.

Промежуточная аттестация обучающихся колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО в соответствии с ФГОС

⇐ Предыдущая12

3.1. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет, дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен (зачет, дифференцированный зачет) по двум учебным дисциплинам или междисциплинарным курсам, экзамен квалификационный.

3.2. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются колледжем самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.

3.3. Учебные дисциплины и профессиональные модули, в т.ч. введенные за счет часов вариативной части ОПОП, являются обязательными для аттестации элементами ОПОП, их освоение должно завершаться одной из возможных форм промежуточной аттестации (для общепрофессиональных дисциплин, дисциплин циклов ОГСЭ и ЕН, ОП возможны другие формы контроля, например, в виде контрольных работ, рейтинговой и накопительной систем оценивания и т.д.)

3.3.1. Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля: по междисциплинарным курсам – зачет, дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет проводится по усмотрению колледжа при соблюдении ограничений на количество экзаменов и зачетов в учебном году. Если модуль содержит несколько МДК, то возможно проведение комплексного экзамена или дифференцированного зачета по всем МДК в составе этого модуля. При этом рекомендуется учитывать результаты текущих форм контроля по каждому из МДК, использовать рейтинговые и/или накопительные системы оценивания.

3.3.2. Обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональным модулям является экзамен квалификационный, который представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей; по его итогам возможно присвоение выпускнику определенной квалификации. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен,/не освоен».

3.3.3. Формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты, которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году, завершает освоение программы по физической культуре дифференцированный зачет.

3.4. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации не должно превышать 8, а количество зачетов – 10, без учета зачетов по физической культуре.

3.5. Колледж вправе оптимизировать (сокращать) количество форм промежуточной аттестации в учебном году за счет использования форм текущего контроля, рейтинговых и/ или накопительных систем оценивания.

3.6. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля.

3.7. На промежуточную аттестацию в форме экзаменов отводится не более 1 недели (36 часов) в семестр, если в семестре не предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена, то данная неделя переносится на следующий семестр. Если учебные дисциплины и/или профессиональные модули изучаются концентрировано, рекомендуется проводить промежуточную аттестацию непосредственно после завершения их освоения.

3.8. Подготовка и проведение зачета или дифференцированного зачета по учебной дисциплине или МДК.

3.8.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета или дифференцированного зачета самостоятельно разрабатываются преподавателями колледжа. Материалы для проведения дифференцированного зачета согласовываются с ЦМК.

3.8.2. Зачет или дифференцированный зачет проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины или МДК. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в журнале и зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно») и фиксируется в журнале и зачетной книжке студентов (оценка «неудовлетворительно» в зачетные книжки не проставляется).

Оценка дифференцированного зачета является окончательной оценкой по учебной дисциплине или МДК за данный семестр.

3.9. Подготовка к экзамену по учебной дисциплине (МДК) или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам (МДК).

3.9.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий или в специально отведенные дни, установленных графиком учебного процесса согласно утверждаемого заместителем директора по учебной работе расписания экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за десять дней до начала сессии (экзамена).

3.9.2. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин, МДК) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин, МДК), обсуждается на заседаниях ЦМК и утверждается заместителем директора по УР не позднее, чем за месяц до начала сессии (экзамена). На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания или другие формы контроля.

3.9.3. Форма проведения экзамена по дисциплине, МДК (устная, письменная или смешанная) устанавливается в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.

3.9.4. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы: экзаменационные билеты (экзаменационные материалы); наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене; оценочный инструментарий; экзаменационная ведомость.

3.9.5. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине (МДК) в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу. Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам (МДК) принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого обучающегося, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу.

3.9.6. Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Возможно использование других систем оценок успеваемости обучающихся на экзамене. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные) и в зачетную книжку (за исключением неудовлетворительной). При использовании критериальных систем оценивания полученные на экзамене баллы переводятся в традиционную пятибалльную систему на основании утвержденной шкалы перевода. Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине (МДК).

3.10. Подготовка к экзамену квалификационному.

Экзамены квалификационные проводятся в период экзаменационных сессий или в специально отведенные дни, в том числе и в период учебной или производственной практики, установленных графиком учебного процесса согласно утверждаемого заместителем директора по учебной работе расписания экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала сессии (экзамена). Содержание квалификационного экзамена — комплект контрольно-оценочных средств (КОС), разрабатывается соответствующей цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе. Квалификационный экзамен принимает экзаменационная комиссия в составе представителей колледжа (администрация, преподаватели соответствующего профессионального модуля) и работодателей. В экзаменационной ведомости и зачетной книжке фиксируется решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

3.11. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача не более чем одного экзамена или дифференцированного зачета в семестр. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определяются колледжем дополнительно.

3.12. На последнем курсе обучения допускается повторная сдача не более двух экзаменов с целью повышения оценки по отдельным учебным дисциплинам (МДК), изучавшимся на 1 – 4 курсах, в срок до выхода на преддипломную практику.

3.13. Обучающемуся, использующему в ходе экзамена неразрешенные источники и средства для получения информации, выставляется неудовлетворительная оценка.

3.14. В случае неявки обучающегося на экзамен, преподавателем делается в экзаменационной ведомости отметка «не явился».

3.15. С целью контроля, обмена опытом на экзамене могут присутствовать администрация колледжа, преподаватели. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения директора колледжа не допускается.

3.16. Хорошо успевающим студентам, выполнившим лабораторные, практические и курсовые работы (проекты) по дисциплинам и МДК текущего семестра и не имеющим задолженности по дисциплинам, невыносимым на экзаменационную сессию, может быть разрешена сдача экзаменов досрочно с согласия экзаменатора, без освобождения студентов от текущих учебных занятий. Досрочная сдача разрешается только при наличии допуска заведующего отделением и возможна по следующим причинам: семейные обстоятельства, болезнь. Запись сдачи экзамена в зачетной книжке и разрешении на сдачу экзамена фиксируется фактической датой сдачи. Все разрешения собираются преподавателем, прикрепляются к экзаменационной ведомости и сдаются преподавателем в учебную часть

3.17. Экзаменационная сессия студенту может быть продлена приказом директора колледжа при наличии уважительных причин:

а) болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения;

б) иные непредвиденные и установленные обстоятельства, не позволившие обучающемуся прибыть на экзамен.

Окончание продленной сессии не должно выходить за пределы третьей недели следующего семестра. Длительная болезнь обучающегося может, при соблюдении установленного порядка, служить основанием для предоставления обучающемуся академического отпуска, но не для продления сроков сдачи экзаменов за пределами третьей недели следующего семестра.

3.18. Документы о болезни, другие документы, дающие право на академический отпуск или продление экзаменационной сессии, должны быть представлены до или в первые дни экзаменационной сессии. Если студент сдавал экзамен и получил неудовлетворительную оценку, документы о его болезни в дни, предшествующие данному экзамену, не могут служить основанием для аннулирования неудовлетворительной оценки.

3.19. Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку при второй пересдаче экзамена по УД (МДК), направляются на сдачу экзамена по УД (МДК) комиссии, созданной приказом директора из преподавателей и администрации колледжа. Обучающиеся, не сдавшие экзамен по УД (МДК) комиссии, приказом директора колледжа отчисляются.

3.20. При наличии уважительных и документально подтвержденных причин (продолжительная болезнь, семейные обстоятельства, длительные командировки, призыв на военную службу и др.) обучающемуся может быть предоставлен академический отпуск согласно Положению об академическом отпуске обучающихся.

3.21. Экзаменационные и зачетные ведомости хранятся в учебной части.

3.22. Организация выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по отдельной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК).

Курсовая работа (проект) является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине или МДК проводится с целью:

— систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;

— углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

— формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

— развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

— подготовки к итоговой государственной аттестации.

Количество курсовых работ (проектов), наименование дисциплин и МДК, по которым они предусматриваются и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются рабочим учебным планом. Курсовая работа (проект) выполняется в сроки, устанавливаемые заданием. Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается ЦМК, утверждается зам. директора по учебной работе.

3.23. Состав, содержание, оформление и защита отчета по учебной, производственной и преддипломной практике.

Рабочая программа по практике разрабатывается преподавателями колледжа в составе программы профессионального модуля, рассматриваются и принимаются ЦМК, утверждаются заместителем директора по практике.

Отчет по практике является одной из основных форм контроля освоения общих и профессиональных компетенций студентов.

Оформление студентом отчета по практике проводится с целью:

— систематизации и закрепления полученной информации по профессиональной деятельности;

— получения практического опыта по видам профессиональной деятельности;

— развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

— подготовки к итоговой государственной аттестации.

Отчет по практике сдается студентом в сроки, определенные графиком учебного процесса в первый день после практики.

Содержание отчета должно соответствовать рабочей программе по практике.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 5111 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

MaxFucktor В общем-то, если ты с 1-го курса, то лучше понапрягайся. Вообще ситуация такая:
есть правила, регламентирующие поведение деканатов по отношению студентов. Так вот, из ВУЗа могут отчислить лишь по окончании учебного года! То есть, даже после несданной зимней сессии отчислять не имеют права. А уж о какой-то аттестации и речи не идёт Но, разумеется, любые правила можно обойти, было бы желание. Потому и отчисляют людей часто не по правилам. Хотя большинство подобных случаев при обращении в суд могут разрешаться в пользу студента, почти никто до суда дело не доводит. И дело тут всё в том, что люди (тем более студенты) элементарно не знают своих прав (хотя это особенность русского менталитета — своих прав и законодательства государства не знает и большинство взрослого населения). То есть, деканаты напрягают и пугают студентов только потому, что в этой аттестации заложен «бюрократический» элемент. Дело в том, что после того, как аттестация завершается, обнародуются результаты по всем факультетам, кафедрам и т.д. И факультеты, успеваемость на которых ниже, оказываются в некрасивом положении — потому деканы и стремятся всяческим образом подтянуть средний балл успеваемости в самый последний момент. Ведь наверняка таким как ты (по успеваемости) сказали, что оценки по аттестации надо исправлять, на вопрос «как это сделать?» сказали, чтобы вы сами разбирались с преподавателями и т.д. То есть запугивают вас громкими словами «Не Аттестован» только для того, чтобы был поднят средний балл, или, если исправлять эти оценки после их выставления уже нельзя, для того чтобы в следующий раз были аккуратнее, и относились к этому вопросу серьёзнее. Но это всё — взрослый разговор. А я и сам не так давно учился на первом курсе (сейчас на 4-м уже), и так же не знал всего этого. Но если бы мне так же, как я тебе сейчас, объяснили бы всё это, я бы, наверное, вообще поклал бы на учёбу, и был бы отчислен. А я суетился, бегал и исправлял, и в итого все сессии были мною сданы. Ведь нельзя забывать и то, что если у тебя неаттестация по 4-м предметам, значит проблемы действительно существуют, положение надо исправлять, иначе есть риск несдачи сессии. Так что в любом случае стоит начать напрягаться . Ну а стимулом для тебя пусть будет то, что в вашем институте всё может быть и по-другому , не так, как у нас, скажем, было. В общем, напрягайся, сдавай всё, но знай, что если тебе пригрозят отчислением по итогам аттестации (именно как я написал — ведь могут отчислить за большое кол-во прогулов и т.д.), всегда помни о своих правах, и не давай им просто так раскидываться подобными заявлениями.
P.S. И всё же всегда следует помнить, что с деканатом ссориться нельзя. Они всегда, в случае обиды или острой необходимости, смогут воспользоваться твоей неопытностью, и отчислить тебя. Так что права свои знать надо, но рисковать не стоит — особенно на 1-м курсе.