Порядок составления налоговой отчетности

Содержание

Формирование налоговой отчетности

Согласно Федеральному закону РФ, каждая организация, зарегистрированная на территории России, должна составлять бухгалтерскую отчетность. В ней отражаются показатели финансового и имущественного состояния организации за отчетный период.

Также она отображает финансовые результаты за определенный отчетный период. Бухгалтерская отчетность, начиная с 2013 года, сдается раз в год.

Налоговая отчетность — документ налогоплательщика, включающий в себя расчеты и налоговые декларации по всем видам налогов и обязательным платежам или по уплаченным доходам. В нее также входят приложения к расчетам и налоговым декларациям.

В Налоговом Кодексе установлен порядок подачи налоговой отчетности, которая составляется и подается в государственные органы налоговой службы.

Формирование бухгалтерской отчетности должно проводиться строго в соответствии с законодательством РФ. Для этого необходимо грамотно составить все документы индивидуального предпринимательства и организации в электронном и в бумажном виде за текущий налоговый период. Затем документация подается в соответствующие государственные органы.

Формирование налоговой отчетности — заключительный и самый важный этап системы налогообложения предприятия. Налогоплательщики обязаны предоставлять годовую налоговую декларацию и декларации по истечению ежеквартальных отчетных периодов.

Индивидуальные предприниматели разных форм и общества с ограниченной ответственностью подают разные пакеты документации бухгалтерской отчетности.

Чтобы не допустить ошибок формирования отчетности и избежать штрафов, необходимо точно знать, в каком виде и когда сдается бухгалтерская отчетность в обществе с ограниченной ответственностью и индивидуальном предпринимательстве. Требуется также учитывать, что финансовые отчеты разных форм общества с ограниченной ответственностью и индивидуального предпринимательства имеют разные системы налогообложения.

Различают два налоговых режима для объектов хозяйственной деятельности:

  • — Общая (традиционная) система налогообложения — это самый сложный режим налогообложения организаций. При нем необходимо производить уплату налогов по НДФЛ, НДС, формировать и сдавать отчеты по прибыли и убыткам предприятия, баланс, а также уплату взноса по налогу на имущество. При такой системе налогообложения декларация по Единому налогу на вмененный доход подается в налоговые органы каждый квартал.
  • — Упрощённая система налогообложения (упрощенка) — специальный налоговый режим. Он не включает в себя ни НДС, ни налог на имущество. К тому же необязательно сдавать баланс и отчеты от прибыли и убытках. Декларация по Упрощённой системе налогообложения и бухгалтерский отчет сдаются раз в год.

При регистрации организации в налоговом органе автоматически происходит регистрация в Пенсионном фонде. Составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации должны как индивидуальные предприниматели, так и общества с ограниченной ответственностью.

Отчетность организаций разных форм собственности предоставляется в двух формах:

  • -РСВ-1 — ежеквартальный отчет, в котором представлены расчеты начисленных и уплаченных взносов для организаций разных форм собственности, где среднесписочная численность сотрудников составляет более 50 человек;
  • -РСВ-2 — годовой отчет с расчетами начисленных и уплаченных взносов для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты работникам.

Все работодатели подают в региональное отделение ФСС расчеты (Форма-4 ФСС) по начисленным и уплаченным взносам на обязательное страхование сотрудников организации.

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующей документации, заполненной по следующим формам:

  • -Форма №1 — бухгалтерский баланс;
  • -Форма №2 — отчет об убытках и прибыли.
  • -Форма №3 — отчет, в котором отображается изменение капитала организации за налоговый период;
  • -Форма №4 — отчет, отображающий движение денежных средств за отчетный период;
  • -Форма №5 — приложение к бухучету.

Индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут сдавать в налоговую только бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках.

Согласно правилам, введенным в 2013 году, бухгалтерская и налоговая отчетность должна сдаваться в налоговые органы раз в год сроком не позже, чем через три месяца после окончания отчетного периода.

Документация сдается в двух экземплярах: оригинал передается в налоговую инспекцию, копия — в орган государственной налоговой статистики. Данное правило должно выполняться всеми организациями, за исключением тех, которые освобождены от ведения бухучета.

Организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения или по Единому налогу на вмененный доход, составляют и сдают:

  • -Декларацию по упрощенной системе налогообложения до 30 апреля года, идущего за отчетным (для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения);
  • -Налоговые декларации по Единому налогу на вмененный доход и по налогу на добавленную стоимость до 20 числа месяца после отчетного квартала (для Общей системы налогообложения);
  • -Сведения о количестве сотрудников до 20 января года;
  • -Расчеты по пенсионным взносам для работников (при их наличии) по форме РСВ-1 до 15 числа второго после отчётного месяца;
  • -Расчеты по начисленным и уплаченным взносам обязательного страхования (для индивидуальных предпринимателей без работников) по форме РСВ-2 до 1 марта;
  • -Отчетность в Фонд социального страхования по форме 4-ФСС до 15 числа после отчетного месяца.

Налоговую и бухгалтерскую отчетность можно сдавать в электронном виде, отправить по почте или лично доставить в соответствующие органы. Некоторые налогоплательщики обязаны сдавать налоговую декларацию только в электронном виде.

Сотрудники налоговых служб обязаны принимать отчеты налогоплательщиков. В случае неправильно заполненных документов или они предоставлены в форме, не утвержденной текущим законодательством, в принятии документов может быть отказано. При этом сотрудник государственного органа не делает никаких пометок в отчете и в реестре.

Подготовка налоговой и бухгалтерской отчетности, а также их отправка в налоговые органы — это важный этап бухгалтерского сопровождения.

Именно поэтому этим должен занимать опытный бухгалтер, который следует всем изменениями налогового законодательства.

Несвоевременная подача документации в налоговые органы может привести к наложению штрафных санкция на организацию.

Например, за несвоевременное предоставление налоговой декларации штраф составит минимум 1000 рублей или 5 % за каждый месяц не уплаты налога. Привести к просрочке также могут ошибки в заполнении документации.

Формирование налоговой отчетности

Актуально на: 13 июня 2017 г.

В зависимости от применяемого режима налогообложения организации и ИП обязаны составлять и представлять в ИФНС ту или иную налоговую отчетность (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Составление налоговой отчетности производится на основе первичных документов и данных налогового учета.

В наше время, как правило, формирование налоговой отчетности происходит при помощи специальных бухгалтерских программ, даже если потом декларации представляются в налоговую инспекцию на бумаге.

Составление налоговой отчетности и способы ее представления

Подготовленную налоговую отчетность можно подать в ИФНС одним из следующих способов (п. 3, 4 ст. 80 НК РФ):

Вид налоговой отчетности Способ представления в ИФНС
На бумаге — лично в инспекцию (отчетность представляет руководитель или представитель плательщика на основании доверенности);
— по почте (отчетность отправляется с описью вложения и, желательно, с уведомлением о вручении)
В электронном виде — по телекоммуникационным каналам связи;
— через Личный кабинет на сайте ФНС (юрлица или ИП);
— непосредственно через специальный сервис на сайте ФНС

Но здесь важно знать, что иногда плательщик обязан представлять налоговую отчетность именно в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Формирование налоговой отчетности физлицами

В некоторых случаях, например, при продаже недвижимости, находящейся в собственности менее минимального срока, обычные физлица (не ИП) обязаны представлять в свою ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@). Заполнить такую декларацию удобнее всего одним из трех способов:

  • при помощи специальной программы, скачать которую можно на сайте ФНС;
  • непосредственно через Личный кабинет физлица;
  • при помощи программы, размещенной на портале Госуслуг.

Почему важно безошибочное составление налоговой отчетности

Для некоторых видов отчетности предусмотрен штраф в случае обнаружения налоговиками недостоверных сведений в представленной налоговой отчетности. Это касается, к примеру, расчета 6-НДФЛ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

Кроме того, если в результате неправильного формирования налоговой отчетности будет выявлено занижение суммы налога к уплате, возможно доначисление налога, а также пеней и штрафа (ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ).

Следовательно, к составлению налоговой отчетности нужно подойти с полной ответственностью.

Добавлено в закладки: 0

Каждый директор компании знает о том, что в его предприятии обязательным является ведение налоговой и бухгалтерской отчетности. Разумеется, ответственность за составление пакета нужных документов возлагается на профессионалов, получивших соответствующее образование в ВУЗ-ах и накопивших опыт работы за годы практики. Однако при всем этом желательно, чтобы руководитель в той или иной степени разбирался в финансовых вопросах, касающихся его фирмы.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерская отчетность — это документация, отражающая экономическое и финансовое состояние компании. Обычно, под бухгалтерской отчетностью подразумевают бухгалтерский баланс, а также данные о прибыли и убытке фирмы. Обозначенные документы составляются или каждый месяц, или каждый триместр, или в конце каждого года. В них содержится достоверная и полная информация касательно активов и обязательств фирмы, а также сумм так называемой чистой прибыли, налогообложения, задолженности финансово-кредитным учреждениям, акционерам и т. д.

Налоговая отчётность

Налоговая отчетность опять-таки являет собой совокупность документов, отражающих результаты не только финансовой, но и хозяйственной деятельности фирмы с точки зрения соблюдения обязательств налогового характера. Говоря простыми словами, в этом типе отчетности отражаются данные о всех начисленных и уплаченных налогах, возложенных на компанию. Так, налоговая отчетность напрямую зависит от объёмов работы предприятия, общего количества персонала, деятельности фирмы и, что самое важное, формы налогообложения. Налоговая отчетность — это налоговые декларации, которые руководителями фирмы и индивидуальными предпринимателями предоставляются в государственную налоговую службу в течение отчетного года. В эту отчетность входит также расчет платежей авансового типа, данные о численности сотрудников, иные отчеты, связанные с деятельностью фирмы.

Порядок составления, ведения и подачи бухгалтерской и налоговой отчетности

Бухгалтерская и часть налоговой отчетности ответственным лицом компании сдаются в гос. налоговую службу, данные о налогах – в ПФ (Пенсионный Фонд), Государственный Комитет Статистики и ФСС (Фонд Социального Страхования). Предполагается, что все документы должны быть составлены с учетом четко установленных законодательных требований. Сведения заполняются на установленных бланках по ведению налоговой и бухгалтерской отчетности.

Каждый налог имеет установленный Налоговым кодексом РФ срок уплаты и подачи декларации. Отчетность может быть предоставлена лично налогоплательщиком, через доверенное лицо, по почте и в виде электронного документа.

Если декларация отправляется по почте, необходимо составить опись вложений (в 2-х экземплярах) и выбрать письмо с уведомлением.

Все большую популярность приобретает сдача отчетности в электронном виде. Для этого заключается договор с телекоммуникационной компанией, имеющий договор с ФНС РФ. При подаче через офис компании, услуга обычно бесплатна, абонентская плата взимается при работе через интернет за пользование программным обеспечением.

Утвержденные формы бухгалтерской и налоговой отчетности

Согласно приказу Минфинансов РФ утверждены следующие формы отчетности бухгалтерского типа:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о доходах и убытках;
  • отчет касательно изменений капитала;
  • отчет о движении денежных сумм;
  • отчет, отражающий целевое применение полученных денежных средств.

Кроме этих пяти форм, нередко используется утвержденное приложение к первой форме, содержащее, в частности, сведения об объектах интеллектуальной собственности предприятия, траты на освоение ресурсов окружающей среды, данные о помощи со стороны государства.

Формы предоставляемых налоговых деклараций утверждаются Министерством финансов РФ (при условии. что они не узаконены налоговым законодательством). Для каждого отдельного налога устанавливается свой налоговый период.

К формам налоговой отчетности при общей системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей относятся:

  • данные касательно среднесписочной численности сотрудников компании за период отчета;
  • декларации по налогам за отчетный период (НДС., налог на прибыль);
  • расчеты авансовых платежей по налогам;
  • отчетность во внебюджетные фонды;
  • иные сведения, имеющие значение для исчисления налогов.

Если предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения, то все декларации заменяются одной – по налогу при УСН.

Так как различные предприятия развивают самую разнообразную деятельность, существуют также официальные бланки, к примеру, для деклараций по налогу сельскохозяйственного типа, использованию лесов и водных ресурсов, прибыли от иностранных фирм и в результате работы за пределами страны.

Сопоставление показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

Хотя документы бухгалтерской и налоговой отчетности имеют некоторое сходство, сведения, отраженные в документации, часто не повторяют друг друга. Показатели, получающиеся в результате подсчета одинаковых параметров – например, прибыль компании без налогообложения, учитывающийся и в бухгалтерском отчете, и во время расчета для налоговой единой декларации – могут различаться. Причиной этому служит разность в системах расчета показателей и периодов отчета. Тем не менее директор компании всегда может сравнить данные бухгалтерского отчета о доходах и убытках со сведениями из налоговой декларации на прибыль по некоторым параметрам, которые должны совпадать:

  • строку «Доходы от реализации» (строка 010 лист 02 Декларации по налогу на прибыль) со строкой «Выручка» бухгалтерского. Показатели должны быть одинаковыми, за исключением ситуации, когда предприятие занимается одновременно видами деятельности, облагаемыми ЕНВД;
  • строку «Доходы от реализации» (строка 020 лист 02 налогового отчета) с суммой показателей «Процентов к получению, «Прибыли от участия в иных предприятиях», «Иными доходами» бухгалтерского отчета. Суммы должны быть равны, за исключением ряда причин временного или постоянного характера (например, ведение операций с ценными бумагами);
  • общую сумму трат по «Себестоимости продаж», «Коммерческим и управленческим расходам» из отчета бухгалтерского типа с «Расходами, которые уменьшают сумму прибыли от реализации» из налогового типа (лист 02 Декларации);
  • общую сумму трат по «Процентам, наличествующим для выплаты» и «Иным тратам» из отчета бухгалтерского типа с внереализационными тратами, взятыми из налогового;
  • строку «Текущий налог на доход» из бухгалтерского с суммой исчисленного налога на доход из налогового отчета.

Выявленные расхождения по рассмотренным показателям нельзя считать свидетельством о нарушении, их можно считать поводом получения объяснений от бухгалтера предприятия.

Таким образом, налоговая и бухгалтерская отчетность имеет свои формы и сроки представления. Бухгалтерская отчетность отражает показатели финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, а налоговая – это совокупность налоговых деклараций в соответствии с формой налогообложения. Показатели этих видов отчетности могут перекликаться и повторять друг друга, но в отдельных случаях различаются. Грамотный бухгалтер всегда готов обсудить с директором причины подобных расхождений.

Сдача налоговой отчетности

Актуально на: 13 июня 2017 г.

В обязанности большинства организаций и ИП входит сдача налоговой отчетности, в которой содержится информация о полученных плательщиком суммах доходов и произведенных расходах, о налоговой базе, о сумме исчисленного налога/сбора/взноса и т.д. (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Если плательщик обнаружил ошибку в ранее представленной налоговой отчетности, то он может, а в некоторых случаях просто обязан, представить уточненку (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сдача налоговой отчетности: важные нюансы

Бухгалтеру нужно учесть некоторые важные моменты, связанные со сдачей налоговой отчетности:

1. У каждой налоговой отчетности свои тонкости. При подготовке к сдаче той или иной отчетности внимательно изучите порядок ее заполнения, а также требования НК РФ к этой отчетности. Ведь бывает, что плательщик сдает отчетность, а налоговики считают ее непредставленной. Такое, например, возможно, если инспекторы в представленном расчете по страховым взносам обнаружат, что совокупная сумма страховых взносов за расчетный/отчетный период не совпадает с суммой взносов по каждому застрахованному лицу (п. 7 ст. 431 НК РФ).

2. Способ представления отчетности. По общему правилу плательщик сам выбирает, каким способом представлять отчетность в ИФНС – на бумаге или в электронном виде (п. 3, 4 ст. 80 НК РФ). Однако в определенных ситуациях выбора у плательщика нет – он обязан подать налоговую отчетность именно в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Например, исключительно электронную отчетность обязаны представлять плательщики, у которых среднесписочная численность работников за год, предшествующий отчетному, превысила 100 человек. Также бывает, что плательщик может представлять всю отчетность на бумаге, за исключением отчетности по конкретному налогу. Такая ситуация обстоит с декларацией по НДС – она всегда представляется в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Если плательщик нарушит способ сдачи налоговой отчетности, то налоговики его оштрафуют (ст. 119.1 НК РФ).

3. Срок представления отчетности. Сдать отчетность в налоговую инспекцию необходимо в установленный Налоговым кодексом срок. В случае же нарушения срока представления налоговой отчетности организации/ИП грозит штраф (п. 1 ст. 119, п. 1.2 ст. 126 НК РФ), а иногда и блокировка счетов (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Поэтому здесь важно понимать, какой конкретно день считается днем представления отчетности:

Способ представления налоговой отчетности Какой день считается днем представления (п. 4 ст. 80 НК РФ)
Лично в ИФНС День непосредственной подачи (на отчетности налоговики ставят отметку о дате ее приема)
По почте День отправки почтового отправления с описью вложения
По ТКС День отправки отчетности в электронном виде

То есть, например, плательщик должен был представить декларацию не позднее 28.04.2017 года, он направил ее в этот день по почте, а налоговики получили отчетность, допустим, 10.05.2017 года. Так вот, в этом случае штрафовать плательщика за несвоевременное представление отчетности не будут, так как декларацию он направил вовремя – 28.04.2017.

Календарь сдачи налоговой отчетности в 2017 году вы найдете в отдельном материале, а наш Калькулятор поможет, при необходимости, рассчитать сумму штрафа за просрочку сдачи отчетности.

4. Форма, по которой представляется уточненка. Если у плательщика возникла необходимость сдать уточненную отчетность, то представить он ее должен по форме, действовавшей в периоде, за который подается уточненка (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию

Организации обязаны ежегодно представлять в свою ИФНС бухгалтерскую отчетность (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Что касается способа предоставления бухгалтерской отчетности в налоговую, то абсолютно все организации могут представить бухотчетность на бумаге (подать лично или направить по почте), а ее предоставление в электронном виде (рекомендуемые форматы утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@) является правом, а не обязанностью (Письмо Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055).

Кстати, за просрочку сдачи бухгалтерской отчетности предусмотрен штраф: 200 руб. за каждую форму, которая должна входить в состав бухотчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@).

Раздел V НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Налоговая отчетность для ООО (сроки сдачи, состав)

Налоговая отчетность для ООО может быть разнообразной и зависеть от выбранной предприятием системы налогообложения. Однако по некоторым налогам, например НДФЛ, отчетность и сроки одинаковы как для организаций на общей системе, так и для юрлиц, использующих льготное налогообложение.

Отчетность для предприятий на ОСНО

Налоговые декларации для предприятий на льготном режиме

Общая налоговая отчетность для всех ООО

Итоги

Отчетность предприятий на ОСНО

Основную налоговую нагрузку несут организации, деятельность которых предполагает использование общей системы налогообложения.

  1. Основным налогом можно считать налог на прибыль, который рассчитывается по результатам общей деятельности предприятия. Его плательщиками признаются российские и иностранные организации, за исключением группы юрлиц, перечисленных в пп. 2 и 4 ст. 246 НК РФ. Это, например, организации FIFA, имеющие отношение к подготовке футбольного чемпионата 2017 года в России, а также некоторые организаторы Олимпийских игр в Сочи.

    Существуют также учреждения, которые вправе воспользоваться льготой при расчете налога на прибыль. Например, участники проекта «Сколково» могут 10 лет с момента получения соответствующего статуса не платить налог с прибыли.

Более подробно о том, в чьи обязанности входит уплата налога, см. в материале «Кто является плательщиками налога на прибыль?».

  • Сроки сдачи декларации по прибыли и уплате налога зависят от оборотов предприятия. Организации перечисляют ежемесячные авансовые платежи до 28-го числа следующего месяца, если их выручка превышает 15 000 000 рублей в среднем за каждый квартал из 4 предыдущих (п. 3 ст. 286 НК РФ с изменениями согласно закону от 08.06.2015 № 150-ФЗ).

    Прочие компании отчитываются ежеквартально. Срок уплаты налога для них ― 28-е число в следующем за отчетным периодом месяце. К организациям с ежеквартальной отчетностью относятся также бюджетные предприятия, некоммерческие и прочие организации, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

    Срок предоставления годовой налоговой декларации по прибыли и уплаты налога ― 28 марта.

Подробная информация об уплате налога изложена в материале «Какой порядок и сроки уплаты налога на прибыль (проводки)?».

  1. Организации на ОСНО признаются также плательщиками НДС по товарам и услугам, реализуемым на территории РФ. Но и в этом случае возможно льготное налогообложение в виде освобождения от обязанностей налогоплательщика на определенные виды товаров и услуг. Также допускается отмена необходимости начисления НДС, если выручка субъекта равна не более 2 000 000 рублей за предыдущие 3 месяца.

Подробнее об условиях, при наличии которых предприятия могут не платить НДС, см. в материалах:

  • «Ст. 149 НК РФ (2015): вопросы и ответы»;
  • «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2014–2015 годах?».
  • Срок представления деклараций по НДС ― 25-е число месяца, следующего за налоговым периодом (кварталом).
  1. Налог на имущество, который перечисляется в региональный бюджет, уплачивают предприятия — владельцы как движимого, так и недвижимого имущества, которое находится на учете в качестве основных средств. Налоговая база зависит от среднегодовой стоимости ОС, рассчитанной с учетом амортизации, или кадастровой стоимости по некоторым видам имущества, перечисленным в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Учитывая, что налог на имущество относится к региональным, перечисление авансовых платежей и расчеты по ним производятся в сроки, установленные на основании принятого решения региональных властей. То же относится и к самому налогу.

Налоговые декларации для предприятий на льготном режиме

Льготные режимы налогообложения предполагают отмену ряда налогов, таких как НДС (относительно реализации в РФ), налог на имущество и налог на прибыль. Однако возникает необходимость начислять прочие налоги и предоставлять декларации в зависимости от действующего режима:

  1. Организации, перешедшие на УСН, учитывают полученные доходы и расходы, отражая их в налоговых регистрах (книге доходов и расходов). Объектами налогообложения у упрощенцев выступают доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор в данном случае совершается самими налогоплательщиками.

Подробнее о суммах предполагаемого налога к уплате при разных вариантах налогового объекта можно узнать из материала «Онлайн-калькулятор для расчета УСН (6%, 15%, пени)».

  • По итогам прошедшего налогового периода, равного 1 году, в органы ФНС представляется декларация. Срок ее подачи и уплаты налога ― до 31 марта включительно.

    В течение года обязательны к уплате авансовые платежи по УСН, которые рассчитываются предприятиями самостоятельно и перечисляются в бюджет ежеквартально не позднее 25-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Организации на вмененке рассчитывают налог ЕНВД в соответствии с данными физических показателей, относящихся непосредственно к вмененной деятельности, и величиной коэффициентов-дефляторов К1 и К2.

Информацию о размере этого показателя на 2016 год можно узнать в материале «Дефлятор-2016 для ЕНВД снизили».

  • Допускается уменьшение итоговой суммы платежа на размер перечисленных страховых взносов за работников и оплаченных больничных листов за счет средств работодателя.

    Отчетным периодом по ЕНВД признается квартал. Отчетность представляется до 20-го числа следующего месяца. Срок уплаты ― 25-е число месяца после окончания квартала.

Подробнее см. в материале «Какую отчетность необходимо сдавать ООО на ЕНВД?».

  1. Производители сельхозпродукции вправе использовать установленный специально для них льготный налоговый режим. При этом требуется вести налоговый учет на основе имеющихся показателей. Полученные доходы и расходы используются в дальнейшем для определения налогооблагаемой базы.

    Сроки подачи декларации и уплата налога (за вычетом ранее произведенных авансовых платежей) ― 31 марта следующего за отчетным периодом года. Авансовые платежи перечисляются не позже 25-го числа после отчетного периода, который, согласно п. 2 ст. 346.7 НК РФ, установлен как полугодие.

Дополнительную информацию об условиях и порядке перехода на ЕСХН, начислении налога и его уплате см. в материале «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей».

Общая налоговая отчетность для всех ООО

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения некоторые налоги начисляются и уплачиваются всеми субъектами предпринимательской деятельности. К ним можно отнести следующие:

  1. НДФЛ за наемных работников. В данном случае работодатели выступают как налоговые агенты, удерживая из заработков своих сотрудников и прочих поступлений в их пользу суммы начисленного НДФЛ.

Подробнее об этой процедуре читайте в материале «Ст. 226 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

  • Отчетность по начисленному НДФЛ на зарплату и прочим доходам работников организация передает в налоговые органы до 1 апреля следующего года в виде справок 2-НДФЛ. Перечисление налога производится ежемесячно в соответствии со сроками выдачи заработной платы.

Информацию по этой теме можно прочесть в статье «Когда перечислять НДФЛ с зарплаты?».

  • С 2016 года вводятся изменения относительно нового порядка отчетности по этому налогу. По новым правилам помимо ежегодного предоставления справок 2-НДФЛ работодателям придется отчитываться поквартально по форме 6-НДФЛ.

Подробнее об этих новшествах можно узнать из материала «В 2016 году НДФЛ-агенты перейдут на ежеквартальную отчетность».

  1. НДС по экспортно-импортным операциям перечисляют в бюджет все субъекты вне зависимости от системы налогообложения. Начисление налога на ввезенный товар в результате импорта производится самостоятельно. Его уплата и подача соответствующей налоговой декларации должны произойти не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем поступления ТМЦ.

    При экспорте товаров налогоплательщик в срок, не превышающий 180 дней, собирает пакет документов для подтверждения обоснованного применения ставки 0%. Декларацию необходимо подать до 25-го числа месяца, следующего за установленным для сбора документов периодом.

Подробности вы найдете в материале «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».

  1. Организациям на УСН, ОСНО, ЕНВД и ЕСХН необходимо уплачивать и такие имущественные налоги, как транспортный, земельный и налог на имущество (в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость), если соответствующие объекты налогообложения находятся у них в собственности.

    Представление деклараций не должно происходить позже 1 февраля после истечения отчетного периода. Местным органам самоуправления дана возможность самостоятельно определять порядок перечисления авансовых платежей по земельному налогу. То же касается субъектов РФ по отношению к транспортному налогу и налогу на имущество.

  1. Акцизы могут начисляться и уплачиваться всеми организациями, но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Упрощенцы и сельхозпроизводители могут лишь совершать операции по реализации подакцизных товаров. Однако их производство не предполагает использования ЕСХН или УСН. Если организация, находящаяся на ЕНВД, совершает облагаемые акцизами операции, то она также уплачивает их на общих основаниях. Но следует помнить, что не всегда реализация подакцизных товаров допускает применение ЕНВД.

    Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности зависят от вида товара, по которому совершаются операции (ст. 204 НК РФ).

Более подробно об акцизах можно прочесть в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Итоги

Налоговая отчетность предприятий должна отражать реальную картину их финансового состояния, а также показывать наличие имущественных активов. Полнота и периодичность отчетности во многом зависят от выбранной системы налогообложения. Наибольшая нагрузка по составлению деклараций и расчетов ложится на организации на ОСНО.

Важно соблюдать сроки сдачи налоговой отчетности, в противном случае предприятиям грозят существенные штрафы.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Согласно ст. 80 НК РФ обязанностью налогоплательщика является подача налоговой декларации по итогам налогового периода. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В некоторых случаях организации выступают в роли налоговых агентов, на которых возложена обязанность представления в налоговые органы сведений об исчисленных и удержанных налогах.

В настоящее время в российской практике составление и представление деклараций в налоговые органы чаще всего возлагается на бухгалтерскую службу предприятия. Сроки и порядок составления деклараций по каждому налогу регламентируются соответствующими нормативными документами (главы НК РФ, федеральные законы, методические рекомендации ИФНС).

В современной России идет активное формирование налогового законодательства. С этим процессом связано постоянное обновление форм налоговых деклараций. Кроме того, различия в порядке заполнения деклараций объективно отражают специфику каждого налога. Министерством финансов и налоговой службой в последние годы проводится активная работа по унификации форм налоговых деклараций. Приказом ФНС РФ от 24 января 2008 г. № ММ-3-13/20@ утверждены общая структура, состав обязательных реквизитов декларации, обязательность создания электронного формата и инструкции по заполнению декларации.

Структура налоговой декларации включает:

  • • титульный лист, на котором представлены основные сведения об организации (наименование, дата, место регистрации, ИНН, КПП, код ОКАТО, юридический и фактический адреса, фамилии руководителей и т.д.);
  • • раздел со сводными данными о начислении налога (или предъявлении его суммы к возмещению);
  • • разделы с детальным расчетом налога;
  • • различные приложения и справочные данные.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам упрощенную налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Налоговые декларации составляются на основании данных бухгалтерского и налогового учета (первичных документов, учетных регистров, форм бухгалтерской отчетности). Декларация заверяется подписью руководителя организации или ее уполномоченного представителя, а затем представляется лично, по почте или по каналам электронной связи в налоговые органы по месту регистрации организации, ее обособленного подразделения, по месту регистрации недвижимого имущества или транспортных средств.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации в налоговый орган в обязательном порядке в электронном виде.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Если налогоплательщиком в дальнейшем будет обнаружена ошибка в поданной им в налоговый орган налоговой декларации, приводящая к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.