Поворот направо на красный

В России разрешили поворачивать направо «на красный»

Стало известно об утверждении нового государственного стандарта дорожных знаков. Чиновники называют его временным, однако действовать он будет еще, как минимум, три года — до осени 2020 года. Самым радикальным нововведением в привычный глазу отечественного водителя набор дорожных знаков станет появление знака, разрешающего при красном сигнале светофора поворот направо в случае, когда этот маневр не помешает переходящим дорогу пешеходам. Напомним, что несколько лет назад этот аналог постоянно горящей зеленой «стрелочки направо» в качестве эксперимента появился на некоторых регулируемых перекрестках столицы.

По его окончании власти признали опыт удачным, но о дальнейшем распространении подобной практики ничего не было слышно до самого последнего времени. И вот теперь Росстандарт одобрил появление таких дорожных знаков. Но это не означает, что они теперь появятся на каждом перекрестке. Принимать решение об установке таких разрешающих знаков, как и всегда, будут ГИБДД и представители местных властей.

Следующим нововведением в области дорожных указателей стало появление знака «Запрет въезда на перекресток в случае затора». Предполагается, что их будут устанавливать там, где на перекрестке нанесена желтая «вафельная» разметка. Принципиально — ничего нового. ПДД и так запрещают выезд на уже занятый машинами перекресток или если сразу за ним образовался затор.

Правила проезда светофоров с красным контуром

Процесс организации дорожного движения на перекрестке в оживленных районах города является очень сложной задачей для дорожной службы в любой стране. Чтобы облегчить ситуацию со сплошным потоком автомобилей и снизить аварийность таких участков предпринимаются разные решения. Одним из них стала установка на светофоре дополнительных секций. Такие новые светофоры с красным контуром уже появились в Москве.

Новые светофоры с дополнительной секцией и красной окантовкой

Светофоры с дополнительной секцией появились уже давно. Они отличаются обычного тем, что здесь каждая стрелка призвана отвечать исключительно за перемещение транспортного средства в своей полосе. Что касается доп. окон, то они указывают на движение вправо или влево с основной полосы. Главная задача такого светофора – разгрузить оживленный перекресток и подсказать водителю направление движения.

Правила проезда такого перекрестка будут зависеть от загоревшейся секции. Они располагаются на уровне зеленого сигнала. В той ситуации, если в доп. окне виден красный сигнал или же вообще не горит, это значит, что поворот в этом направлении запрещен. И это не зависит от того, какой сигнал в текущий момент показывает основной светофор или куда указывает добавочное табло. Если оно не светится – двигаться запрещено.

Ехать прямо можно, когда светится зеленый сигнал в главном табло самостоятельно или с добавочной стрелкой. Если центральный сигнал красный, но боковая стрелка зеленая, ехать прямо нельзя. В ситуации, когда боковая стрелка неактивна, то нужно ориентироваться на сигнал основного табло.

Эти правила достаточно простые, но встречались ситуации, когда водители по незнанию становились жертвами работников ДПС, воспользовавшихся ситуацией. К примеру, если при неактивном доп. окне и отсутствию черной стрелки направления он совершал поворот. Особенно часто такие ситуации происходили в темное время суток, а также на плохо освещенных перекрестках. Если боковой сигнал неактивен, то секцию сложно заметить. Продолжая движение, ориентируясь на главное табло, водитель нарушает правила. Кроме того, такая ситуация замедляет движение потока транспорта и способна спровоцировать аварийную обстановку.

Чтобы исключить такие нарушения к добавочному окну нанесли красный контур. Эти изменения были внесены в ПДД, где теперь сказано, что для улучшения видимости дополнительной секции в темное время суток, на нее должен быть нанесен красный контур. Это будет говорить водителю о том, что светофор оснащен доп. окном, которое видно ночью или в условиях неблагоприятных погодных условий. Такое нововведение призвано улучшить ситуацию на дорогах, снизив аварийность загруженных перекрестков.

Контур загорается после того, как отключается зеленая стрелка, указывающая возможность совершить движение и направо. В этот момент такой маневр запрещен. Подобная световая индикация должна повлиять на загруженные перекрестки, повысив безопасность дорожного движения. Ведь раньше, если стрелка не горела, то это могло означать не только невозможность поворота, но и то, что данный прибор просто неисправен. Теперь красный контур будете свидетельствовать о том, что со светофором все в порядке.

Когда можно проехать направо на красный свет

Казалось бы, при запрещающем сигнале любое движение, в том числе направо запрещено. Но, существуют дополнительные дорожные знаки, разрешающие это сделать, при условии, что маневр не помешает движению пешеходов, которые в текущий момент находятся на проезжей части или только собираются переходить дорогу. Изображение на знаке представляет собой стрелку с указанием направления (вправо).

На таком перекрестке, водитель при включении запрещающего сигнала должен остановиться перед стоп-линией, убедиться в том, что проезжую часть освободили пешеходы или те, кто только приближается к пешеходному переходу и собирается его пересечь. И только после этого совершать маневр, повернув направо. Многие водители жаловались, что висят такие знаки слишком высоко и при плохом освещении их можно не заметить.

На оживленных перекрестках, также устанавливают светофоры с добавочной секцией. Если на ней горит зеленая стрелка вправо, то движение разрешено, даже если основное табло отдает запрещающий сигнал.

Вопросы читателей

Путешествуя по Европе, встречал светофоры с красным контуром. Как мне рассказали местные жители, контур загорается после выключения зеленой стрелки поворота. Это необходимо для того, чтобы секция была видна в темное время суток, и водитель был уверен в исправности устройства. Когда такие появятся в России?

Ответ: На данный момент новые светофоры с красным контуром уже установлены на некоторых оживленных перекрестках Москвы, Санкт-Петербуга, Перми, Барнаула и некоторых других крупных городов России.

Где в правилах дорожного движения есть информация о цвете контура на доп. секции и как на это реагировать?

Ответ: Информация есть в пункте 6.3. Согласно ПДД реагировать на доп. окно светофора нужно так же, как и на выключенный сигнал в ней. То есть, движение в том направлении, который она регулирует (вправо или влево) запрещено.

Кто в России занимается производством светофоров с контуром?

Ответ: В России такие приборы выпускает ПАО «Телемеханика».

Можно ли повернуть направо, когда зеленая стрелка в доп. окне уже погасла, но горит красный круг? При этом на центральной части светофора горит зеленый.

Ответ: Нет, движение направо при горящем контуре секции запрещено, независимо от того, какой сигнал на основном табло.

Для чего нужен красный контур на доп. секции светофора?

Ответ: Для улучшения его видимости в темное время суток или при неблагоприятных погодных условиях (туман, сильный ливень и т. д.).

Millon ›
Блог ›
Можно ли будет поворачивать на красный свет?

Согласно данным опроса, проведенного Московским центром по борьбе с пробками, более 80% российских водителей считают, что надо внести изменения в ПДД и разрешить поворот направо на «красный». Соответствующее предложение было направлено в адрес премьера Владимира Путина, который ранее уже одобрил эту инициативу. Однако на пути к сокращению числа заторов и уменьшению топливных аппетитов машин, колесящих по дорогам России, встали МВД и Минтранс.

«Почти 8 тысяч россиян проголосовали, 83% поддерживают эту идею. Это свидетельствует о том, что жители России готовы попробовать», – так прокомментировал данные опроса на сайте probok.net глава Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский. Он также указал, что подобная норма не только работает, но и отлично себя зарекомендовала во многих странах мира, включая США и Германию, Китай и Индию, а также Украину. По мнению Шумского, «такое изменение в правилах дорожного движения позволит сократить на 10-15% дорожные пробки, на 10% сэкономить расход бензина». Вполне логично, если учесть, что часть автомобилей будет меньше простаивать на перекрестках, впустую сжигая топливо.
Но, как и предполагалось, инициатива Шумского не нашла поддержки в лагере МВД. «Это вызовет некий хаос. Нужно время, чтобы привыкнуть. Мы боимся неразберихи. Тем более, не все участники дорожного движения будут знать об этих изменениях», – такое мнение озвучил глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов. Он считает, что ситуация с аварийностью на дорогах и без того оставляет желать лучшего, поэтому «рисковать здоровьем людей не очень хочется».
Нилов подчеркнул, что позиция МВД в этом вопросе совпадает с позицией Минтранса. Но при этом руководитель ГАИ признал, что окончательное решение – за премьером Владимиром Путиным. Который, напомним, «ноу-хау» Шумского предварительно одобрил.
Правда, Нилов оговорился, что окончательно вопрос будет решен в ноябре. Скорее всего, поворот на красный разрешат на тех дорогах, где не существует пешеходных переходов. Окончательное решение по вопросу разрешения участникам дорожного движения поворачивать направо при красном сигнале светофора будет принимать глава правительства Владимир Путин.
«Идея разрешить поворот направо под красный сигнал светофора настолько заинтересовала Путина, что он взял в руки мобильник и тут же позвонил Виктору Кирьянову, занимающему пост заместителя министра внутренних дел по безопасности на транспорте, чтобы услышать его мнение и уточнить относительно подобного опыта в других странах», – такое сообщение появилось в официальном блоге Московского центра борьбы с пробками еще в начале августа.
«Это пережиток СССР, советская привычка – в МВД просто боятся всего нового, – предположил Александр Шумский в беседе с корреспондентом AutoNews.ru. – Аргументация представителей Госавтоинспекции в этом вопросе не выдерживает никакой критики. Мы предлагаем: давайте проведем эксперимент, причем на тех перекрестках, где нет пешеходов, то есть минимизировав риск, насколько это возможно. В ответ: нет, мы не хотим рисковать здоровьем участников дорожного движения и их жизнями. Но, простите, если бы всю историю человечества мы боялись нового, то до сих пор люди охотились бы на мамонтов с каменными топорами! Прогресс – на то и прогресс, что необходимо улучшать качество жизни при помощи различных новшеств. Да, риск есть всегда, но повторюсь: без него невозможно всякое движение вперед. Тем более что поворот на красный разрешен во многих странах мира, то есть эта норма уже опробована в деле и каких-либо негативных последствий ее введение не принесло. Но когда упоминается опыт той же Украины, представители МВД говорят: «Да, давайте отправим запрос». И на этом обсуждение заканчивается».
Отметим, что «светофорный» эксперимент мог состояться в Череповце: власти города дали добро на проведение таких опытов. Но, как водится, этому яростно воспротивилось руководство местного ГИБДД, и эксперимент провалился, так и не успев начаться.