Приказ минприроды 66

Содержание

О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 марта 2016 года N 66

О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

В соответствии с подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325),
приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Пункт 8 прилагаемого Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду вступает в силу с 1 января 2018 года.

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2016 года,
регистрационный N 42512

I. Общие положения

1. Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок мониторинга) устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

2. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3. Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники;
объекты размещения медицинских отходов.

4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее — лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

5. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — программа мониторинга).
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2011, N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463; ст.3477; 2014, N 11, ст.1098, N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65).

6. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

9. При выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется незамедлительное предоставление этой информации в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

10. Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:
данные раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

11. При разработке программы мониторинга учитываются:
проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.

III. Состав и содержание программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

12. Программа мониторинга включает следующие разделы:
общие сведения об объекте размещения отходов;
цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга;
обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений;
обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
список использованных источников;
приложения.

13. В разделе «Общие сведения об объекте размещения отходов» приводятся реквизиты письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 09.12.2010 N 541 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011, регистрационный N 19685).

14. В разделе «Цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории данного объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

15. В разделе «Сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга» указываются источники информации (в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка), использованной при разработке программы мониторинга, а также приводятся данные из этих источников информации, необходимые для организации и проведения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

16. В разделе «Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся:
данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов;
данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами растительного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии грунтовых вод и/или почвенного покрова при наличии свидетельств об их загрязнении.
Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами животного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его загрязнении и/или по результатам анализа физиономических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его угнетении.

17. В разделе «Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений» указываются такие показатели (физические, химические, биологические, иные) состояния и загрязнения окружающей среды, изменение которых возможно в результате размещения отходов на данном объекте, а также обосновывается периодичность их наблюдения в зависимости от свойств компонентов природной среды и точность проведения измерений (определений).
В качестве тест-образцов объектов растительного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы травяно-кустарниковые, древесные и иные растения. Наблюдения за состоянием растительного покрова проводятся в течение сезона вегетации.
В качестве тест-образцов объектов животного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы рыбы, земноводные, млекопитающие (грызуны).

18. В разделе «Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений» приводятся данные, позволяющие сделать вывод об оптимальности расположения и достаточности мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости).
Решение о расположении и количестве мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений атмосферного воздуха, почв принимается с учётом направлений преобладающих ветров и с учётом видов разрешенного использования земель на прилегающих к объектам размещения отходов территориях.
Решение о расположении мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений подземных вод принимается с учётом:
распространенности и условий залегания водоносных горизонтов и водоупорных горных пород;
расположения границ областей питания водоносных горизонтов (в пределах территории объекта размещения отходов) и границ областей их разгрузки (в пределах территории объекта размещения отходов или в пределах его воздействия на подземные воды).
Наблюдения за состоянием и загрязнением подземных вод в зоне воздействия объектов размещения отходов проводятся на первом от земной поверхности водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения первого от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся и на нижележащем водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения второго от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся на нижележащем водоносном горизонте.

19. В разделе «Состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»:
приводятся требования к составу, полноте и детализации информации, которая должна содержаться в отчёте о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом положений главы IV настоящего Порядка мониторинга;
на основе обобщения информации, представленной в предыдущих разделах программы мониторинга, предлагаются минимально целесообразные интервалы времени для проведения наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды.

20. В разделе «Список использованных источников» указывается перечень использованных при подготовке программы мониторинга нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.

21. В раздел «Приложения» включаются:
схема территории объекта размещения отходов и прилегающих территорий;
схемы расположения мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего объект размещения отходов.

IV. Состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду

22. Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утверждённой программе мониторинга и включать следующие разделы:
сведения об объекте размещения отходов;
сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
список использованных источников;
приложения.

23. В разделе «Сведения об объекте размещения отходов» приводятся реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.

24. В разделе «Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся сведения:
об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства;
об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства;
копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977, 2014, N 26, ст.3366), которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
копии актов отборов проб.

25. В разделе «Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей:
атмосферного воздуха;
поверхностных вод;
подземных вод;
почв (в год проведения работ по оценке состояния почв);
растительного и животного мира (при необходимости).

26. В разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся:
результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений;
осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды;
сведения об информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

27. В разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.
При представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов.

28. В разделе «Списке использованных источников» указывается перечень использованных при подготовке отчёта о результатах мониторинга окружающей среды нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.

29. В раздел «Приложения» включаются:
календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных объектов;
копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;
копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;
иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего объект размещения отходов.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.06.2016,
N 0001201606150049

I. Общие положения

1. Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок мониторинга) устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

2. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3. Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники;
объекты размещения медицинских отходов.

4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее — лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

5. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — программа мониторинга).

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

6. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Пункт 8 вступает в силу с 1 января 2018 года.

9. При выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется незамедлительное предоставление этой информации в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

10. Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:

  1. данные раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I — V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
  2. фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
  3. имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  4. материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

11. При разработке программы мониторинга учитываются:

  1. проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
  2. происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
  3. физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
  4. геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2013 г. № 536

«Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью

(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2013 г. № 536)

1. Настоящий документ устанавливает требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, создаваемых в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II классов опасности (далее — эксплуатирующие организации).

2. Документация системы управления промышленной безопасностью разрабатывается в целях реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3. Документация системы управления промышленной безопасностью разрабатывается для одной эксплуатирующей организации либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

4. Документация системы управления промышленной безопасностью содержит:

а) заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) положение о системе управления промышленной безопасностью;

в) положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

д) иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления промышленной безопасностью, предусмотренные положением о системе управления промышленной безопасностью.

5. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности содержит:

а) цели и обязательства эксплуатирующих организаций по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

б) обязательства эксплуатирующих организаций по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

в) обязательства эксплуатирующих организаций по совершенствованию системы управления промышленной безопасностью.

6. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности утверждается руководителями эксплуатирующих организаций и размещается на сайте эксплуатирующих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии сайтов) либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

7. Положение о системе управления промышленной безопасностью содержит следующие сведения:

а) задачи эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности;

б) описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующих организаций;

в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью;

г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;

д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;

е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

з) порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;

и) организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью;

к) порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;

л) порядок проведения обучения и проверки знаний работников в области промышленной безопасности;

м) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью;

н) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;

о) обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

п) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий.

8. В случае если сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящих требований, содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о системе управления промышленной безопасностью указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о системе управления промышленной безопасностью не включаются.

9. Положение о системе управления промышленной безопасностью утверждается руководителем эксплуатирующей организации.

10. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

11. В эксплуатирующих организациях оформляются документально и утверждаются руководителями эксплуатирующих организаций:

а) планируемые мероприятия по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 календарного года;

б) планы работ в области промышленной безопасности на календарный год.

12. Документы о планировании мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах должны охватывать все мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках системы управления промышленной безопасностью, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности.

13. В эксплуатирующих организациях не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Постановление 536 «О лицензировании деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ
от 25 мая 1994 г. № 536

«О лицензировании деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации»

В соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 30, ст. 418) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что деятельность, связанная со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации, может осуществляться юридическими и физическими лицами только на основании специальных разрешений (лицензий).

2. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации.

Установить, что средства, получаемые от лицензирования этой деятельности, направляются на покрытие расходов по выдаче разрешений (лицензий) и содержание органов, осуществляющих лицензирование.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 1994 года.

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Черномырдин

Москва

25 мая 1994 г.

№ 536

Положение
О лицензировании деятельности, связанной со строительством,
реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации

(утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 536)

1. Лицензирование деятельности, связанной со строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием автомобильных дорог и дорожных сооружений в Российской Федерации (далее именуется — дорожная деятельность), производится с целью защиты интересов пользователей автомобильных дорог, повышения качества строительства дорог, создания условий для безопасного движения транспортных средств, соблюдения установленных экологических норм, а также для обеспечения нормального функционирования рынка дорожных услуг, реализации требований антимонопольного законодательства.

2. Лицензированию подлежат:

проектно-изыскательские работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;

строительство, реконструкция, ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Перечень лицензируемых дорожно-строительных работ определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;

содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;

обследование, испытание и диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;

контроль качества работ при осуществлении дорожной деятельности.

3. Лицензированию не подлежит дорожная деятельность:

на ведомственных и частных автомобильных дорогах и дорожных сооружениях на них, используемых исключительно автотранспортными средствами соответствующих юридических и физических лиц;

при устранении последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

4. Лицензии выдаются органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации на срок до 5 лет по утвержденной этим Министерством форме.

Юридические и физические лица могут иметь одну лицензию на несколько видов деятельности.

В лицензиях могут предусматриваться ограничения по территории их действия и видам выполняемых работ в зависимости от геолого-климатических условий района осуществления дорожной деятельности. Порядок установления таких ограничений утверждается Министерством транспорта Российской Федерации.

5. Для получения лицензии представляются:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством транспорта Российской Федерации;

б) копии документа, удостоверяющего государственную регистрацию предприятия или предпринимателя, и устава предприятия;

в) сведения о производственно-технической базе и наличии необходимых приборов для обеспечения контроля качества работ;

г) копия документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, учреждения, организации, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (диплома об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего стаж работы по специальности не менее 5 лет). При отсутствии указанных документов руководитель, предприниматель или лица, уполномоченные ими для руководства лицензируемой деятельностью, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность. Порядок сдачи экзамена и объем необходимых знаний устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

6. При получении лицензии на выполнение особо сложных видов дорожных работ или работ, выполняемых на территориях с особо сложными геолого-климатическими условиями, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, представляются заключения Федерального дорожного департамента Министерства транспорта Российской Федерации и соответствующего специализированного базового экспертного цента, аккредитованного Республиканским лицензионным центром Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства.

Перечни таких работ утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства.

7. Орган, выдавший лицензию, вправе произвести проверку достоверности представляемых для получения лицензии сведений и документов.

8. Отказ в выдаче лицензий производится в случае, если:

а) профессиональная подготовка руководителя предприятия, учреждения, организации, предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью, не соответствует установленным требованиям;

б) в представленных документах указаны неверные сведения;

в) производственно-техническая база заявителя не отвечает установленным требованиям.

9. Выдача лицензии или уведомление об отказе в ее выдаче осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде с указанием причин отказа.

10. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензии, может проводиться независимая экспертиза.

Состав экспертной комиссии и порядок проведения экспертизы определяются органом, выдающим лицензию, по согласованию с заявителем.

В случае проведения экспертизы решение о выдаче лицензии принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления.

11. Передача лицензии другим юридическим или физическим лицам запрещается.

При изменении организационно-правовой формы владельца лицензии лицензия подлежит перерегистрации. Перерегистрация лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее выдачи.

12. Владелец лицензии обязан:

а) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

б) представлять по требованию органа, выдавшего лицензию, сведения о лицензируемой деятельности;

в) обеспечивать наличие заверенной в установленном порядке, копии лицензии в филиалах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия, учреждения, организации;

г) в недельный срок информировать орган, выдавший лицензию, об изменении своей организационно-правовой формы.

13. Лицензия на осуществление дорожной деятельности в отношении федеральных дорог выдается за плату, размер которой устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В остальных случаях размер платы за лицензию на осуществление дорожной деятельности устанавливается в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографическим способом.

Учет и хранение бланков лицензий, копий выданных лицензий возлагаются на органы, осуществляющие лицензирование.

15. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование может осуществляться в случае:

а) заявления владельца лицензии;

б) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;

в) несоблюдения владельцем лицензии указанных в ней условий или наличия представлений соответствующих государственных надзорных органов, обоснованных жалоб пользователей автомобильных дорог;

г) несообщения в установленный срок органу, выдавшему лицензию, информации, представление которой предусмотрено настоящим Положением.

16. О приостановлении действия или аннулировании лицензии ее владелец информируется в письменном виде органом, выдавшим лицензию, не позднее 3 дней со дня принятия решения.

В 10-дневный срок после получения уведомления об аннулировании владелец лицензии обязан сдать ее в орган, выдавший лицензию.

17. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных в лицензии, осуществляет Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации.

18. Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы в Министерство транспорта Российской Федерации.

О результатах рассмотрения жалоб сообщается заявителю не позднее 30 дней с момента их поступления.

Действия органов, осуществляющих лицензирование, могут быть обжалованы также в судебные органы в установленном порядке.

19. Юридические и физические лица, осуществляющие дорожную деятельность без лицензии или с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.