Приказ МВД по ПДН

Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Одним из центральных направлений деятельности системы подразделений по делам несовершеннолетних (далее также – ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия. Сложившаяся к началу XXI в. система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел, включает в себя: специализированные подразделения по делам несовершеннолетних; службу участковых уполномоченных полиции; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП); патрульно-постовую службу полиции.

Субъекты профилактики:

  • 1) специальные профилактические службы (подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП);
  • 2) подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.) и потому является не основной их функцией.

Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб органов внутренних дел возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности отражены в широком перечне нормативных правовых актов.

Деятельность ПДН прежде всего регулируется Федеральным законом «О полиции». В соответствии с гл. 3 этого Закона на полицию, наряду с другими обязанностями, возлагаются обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также принятию мер по устранению данных обстоятельств. Непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД России.

Подразделения по делам несовершеннолетних помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ. В частности, ПДН:

  • • проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  • • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  • • осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
  • • рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
  • • участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • • участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • • вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
  • • информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
  • • принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

Перечень функций, возложенных на ПДН указанным законом, расширен ведомственным нормативным актом. Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативноразыскного характера.

В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ.

В УК РФ это гл. 14 (ст. 87–96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.

В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. 5.35, 20.22 и др.).

Профилактическая деятельность ПДН регулируется Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Данная Инструкция была принята в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи. Принципиально важно то, что ПДН ОМВД России строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, а также нормативы штатного расписания.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий лиц:

  • 1) несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • 2) родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
  • 3) несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, которые не включены в указанные группы, но к которым необходимо принять меры в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Что касается первой группы лиц, то в этот перечень включены несовершеннолетние (ст. 5 указанного Федерального закона):

  • – употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
  • – совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  • – совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • – освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • – совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

  • – освобожденные от отбывания наказания по различным основаниям, предусмотренным уголовным законом;
  • – получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • – освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • – осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • – условно осужденные, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, нс связанным с лишением свободы.

Вопрос о постановке несовершеннолетних, являющихся субъектами административного правонарушения, на учет в ОМВД для проведения индивидуальной профилактической работы решается после применения меры административного взыскания.

В осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играют ПДН. Руководство их деятельностью осуществляют подразделения (отделы, отделения, группы) по делам несовершеннолетних, Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Главное управление внутренних дел на транспорте. В обязанности названных подразделений центрального аппарата МВД России входит обеспечение управленческого воздействия и контроль за деятельностью ПДН и ЦВСНП МВД России, ГУ МВД России по субъектам РФ. Должностные лица указанных подразделений:

  • • готовят аналитические материалы для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей;
  • • осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
  • • осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ по руководству ПДН органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • • участвуют в пределах своей компетенции и в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, управленческих решений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • • готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при министре внутренних дел РФ и его заместителях;
  • • готовят методические рекомендации и обзоры но вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних;
  • • осуществляют зонально-линейный контроль за деятельностью МВД, ГУ МВД но субъектам РФ но организации исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • • изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
  • • организуют разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию работы с кадрами ПДН и ЦВСНП.

Сотрудники подразделений ПДН в рамках профилактической деятельности принимают активное участие в пресечении иных административных правонарушений.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ строят свою работу по зонально-линейному принципу. Должностные лица этих подразделений, помимо организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних ПДН ОМВД, участвуют в подготовке и проведении комплексных операций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, они в установленном порядке проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними двух и более преступлений: в период испытательного срока при условном осуждении; при отсрочке исполнения наказания; во время предварительного следствия, если обвиняемый не был заключен под стражу; нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы; при совершении преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, и в некоторых других случаях.

Сотрудники данных подразделений также должны осуществлять кадровую работу: реализацию мер по улучшению отбора, расстановки, воспитания кадров и повышению профессионального мастерства сотрудников ПДН горрайлинорганов и ЦВСНП.

Также по зональному принципу строят свою работу ПДН низшего звена – городских, районных, линейных отделов МВД России. Границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, штатной численности инспекторов ПДН, иных установленных нормативов.

Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ПДН городских, районных, линейных отделов МВД осуществляют по плану, утвержденному начальником ОМВД. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки. Прием граждан проводится должностными лицами ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником ОМВД. Учет приема граждан в ПДН ведется в соответствующем журнале. Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН.

Сотрудники ПДН выполняют следующие профилактические мероприятия:

  • • выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению;
  • • ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения,

досуговой и трудовой деятельности, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;

  • • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством;
  • • выявляют родителей (лиц, их замещающих), не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством.

Основная задача инспекторов ПДН – проведение профилактических мероприятий но недопущению правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению. Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей могут являться обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», если они зафиксированы;

  • – в заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи;
  • – приговоре, определении или постановлении суда; постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их

прав (КДН и 311), прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

– заключении, документах по результатам проверок жалоб, заявлениях или других сообщениях.

Профилактическая работа ПДН включает в себя прежде всего выявление несовершеннолетних правонарушителей. Специальными источниками информации о таких несовершеннолетних являются учеты правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образовательных учреждений. Источниками информации также являются документы учета преступлений, лиц, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, копии приговоров по уголовным делам и материалы гражданских дел, где фигурируют несовершеннолетние.

Кроме того, к источникам информации следует отнести сообщения, поступающие из воспитательных колоний, ЦВСНП органов внутренних дел, письма, жалобы, обращения, предложения граждан, сообщения СМИ, оперативную информацию органов внутренних дел, материалы криминологических исследований правонарушений несовершеннолетних. Необходимую информацию можно получить в процессе профилактического наблюдения за местами возможного появления и скопления несовершеннолетних с асоциальной направленностью поведения, различных профилактических рейдов и тематических операций, которые регулярно проводят органы внутренних дел.

Этапами деятельности ПДН являются: постановка несовершеннолетнего на профилактический учет, которая осуществляется при наличии правовых оснований (ст. 5, 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и соответствующих фактических данных в соответствии с законом и изданными в его развитие ведомственными нормативными актами; изучение образа жизни и личности несовершеннолетнего, с которым проводится индивидуальная профилактическая работа.

По рекомендации криминологов при этом предлагается к изучению шесть блоков криминологической информации:

  • 1) правовой – наличие материалов, подтверждающих факты преступного поведения или административно-правового деликта;
  • 2) социально-экономический – материальное неблагополучие, наличие или отсутствие заработка, пособия и т.д.;
  • 3) индивидуально-психологический, личностный – особенности психологических свойств, процессов, состояний, черт характера, развития интеллекта, волевых качеств, потребностей, интересов, мотивационных линий, психологического склада личности в целом;
  • 4) асоциальный – антиобщественные свойства и характеристики, признаки криминального профессионализма и опыта, отрицательные привычки;
  • 5) информационный – сведения об условиях во всех сферах жизни и быта несовершеннолетних (характеристика родителей и ближайших родственников, лиц, их заменяющих, морально-психологический климат в семье; характеристика макро- и микрогрупп, участником которых является несовершеннолетний; системы общения и видимой деятельности и т.д.);
  • 6) физиологический – психические отклонения, не исключающие вменяемость, заболевания и т.д.

Для прогнозирования индивидуального поведения в будущем и выбора профилактических мер необходимо всестороннее изучение личности несовершеннолетнего, видов его деятельности, систем общения, отношений в прошлом и настоящем. От полноты изучения личности зависит успех реабилитации.

Общая профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, как обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должна обязательно входить в комплекс социально-реабилитационных мероприятий, так как без общей профилактики специальная профилактика – установление социального контроля – вряд ли будет достаточно эффективной.

Профилактическая деятельность в ряде случаев связана с ограничением личных прав несовершеннолетних, их родителей. Данные ограничения необходимо применять исключительно в рамках закона и соответственно использовать только те виды ограничений, которые определены законом.

Важно правильно понимать концептуальные положения законодательства, а также деятельность полиции в соответствующем направлении. Профилактические меры должны быть направлены не только на личносгь несовершеннолетнего, но и на оздоровление микросреды подростка. Это в равной степени относится как к его ближайшему окружению, так и к общей ситуации, складывающейся на территории. Профилактическая деятельность в ряде случаев должна включать меры, направленные на оздоровление ребенка (в частности, его психики), улучшение жизни подрастающего поколения во всех сферах жизнедеятельности. Эти меры должны применяться ПДН в сочетании с индивидуальным подходом при составлении программы реабилитации конкретного безнадзорного или подростка, совершившего правонарушение.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N… Приложение к приказу МВД России от 15.10.2013 N 845

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов МВД России от 28.06.2018 N 404, от 31.12.2018 N 898)

  • I. Общие положения
  • II. Организация работы ПДН Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России, ПДН Главного управления на транспорте МВД России
  • III. Организация работы ПДН территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте
  • IV. Организация работы ПДН территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях
  • V. Организация деятельности ПДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних
  • VI. Организация работы ПДН по выявлению несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющих одурманивающие вещества, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающих жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних
  • VII. Организация работы ПДН по профилактическому учету несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющих одурманивающие вещества, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающих жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних
  • VIII. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, их родителями или иными законными представителями. Особенности организации индивидуальной профилактической работы с отдельными категориями несовершеннолетних правонарушителей
  • IX. Организация работы с несовершеннолетними, доставленными в территориальные органы МВД России
  • X. Осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ
  • XI. Организация работы с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности
  • XII. Организация деятельности ПДН в образовательных учреждениях
  • Приложение N 1. Акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего (Образец)
  • Приложение N 2. Примерный порядок проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними
  • Приложение N 3. Учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 4. Учетно-профилактическая карточка на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 5. Учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 6. Информационно-статистические материалы на образовательную организацию (учебно-воспитательное учреждение открытого типа)
  • Приложение N 7. Информационно-статистические материалы на специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Приложение N 8. Наблюдательное дело на группу несовершеннолетних антиобщественной направленности
  • Приложение N 9. Журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории обслуживания территориального органа МВД России, и лиц, их совершивших
  • Приложение N 10. Сообщение (Образец)
  • Приложение N 11. Карточка на выявленного (доставленного) несовершеннолетнего
  • Приложение N 12. Журнал учета приема граждан в подразделении по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 13. Журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 14. Журнал учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России
  • Приложение N 15. Заключение о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки (Образец)
  • Приложение N 16. Постановление о заведении учетно-профилактического дела на несовершеннолетнего (Образец)
  • Приложение N 17. Заключение по результатам рассмотрения информации в отношении несовершеннолетнего (Образец)
  • Приложение N 18. Справка о проведении руководителем территориального органа МВД России беседы с несовершеннолетним (Образец)
  • Приложение N 19. Справка об установочных данных несовершеннолетнего (Образец)
  • Приложение N 20. Журнал регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
  • Приложение N 21. Журнал регистрации родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
  • Приложение N 22. Представление (Образец)
  • Приложение N 23. Протокол доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России (Образец)
  • Приложение N 24. Постановление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (Образец)
  • Приложение N 25. Акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Образец)
  • Приложение N 26. Акт о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка (Образец)
  • Приложение N 27. Типовой анализ доставленных несовершеннолетних
  • Приложение N 28. Постановление о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего (Образец)
  • Приложение N 29. Заключение по результатам рассмотрения информации в отношении родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего (Рекомендуемый образец)
  • Приложение N 30. Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (Рекомендуемый образец)

Открыть полный текст документа

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации
    • Приложение N 1. Образец акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего
    • Приложение N 2. Примерный порядок проведения проверок по фактам совершения преступлений несовершеннолетними
    • Приложение N 3. Учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 4. Учетно-профилактическая карточка на родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 5. Учетно-профилактическая карточка на несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 6. Информационно-статистические материалы на образовательную организацию (учебно-воспитательное учреждение открытого типа)
    • Приложение N 7. Информационно-статистические материалы на специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
    • Приложение N 8. Наблюдательное дело на группу несовершеннолетних антиобщественной направленности
    • Приложение N 9. Журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории обслуживания территориального органа МВД России, и лиц, их совершивших
    • Приложение N 10. Образец сообщения
    • Приложение N 11. Карточка на выявленного (доставленного) несовершеннолетнего
    • Приложение N 12. Журнал учета приема граждан в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 13. Журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 14. Журнал учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России
    • Приложение N 15. Образец заключения о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в ПДН и заведении учетно-профилактической карточки
    • Приложение N 16. Постановление о заведении учетно-профилактического дела на несовершеннолетнего
    • Приложение N 17. Образец заключения по результатам рассмотрения информации в отношении несовершеннолетнего
    • Приложение N 18. Образец справки о проведении руководителем территориального органа МВД России беседы с несовершеннолетним
    • Приложение N 19. Образец справки об установочных данных несовершеннолетнего
    • Приложение N 20. Журнал регистрации несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних
    • Приложение N 21. Журнал регистрации родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
    • Приложение N 22. Образец представления
    • Приложение N 23. Образец протокола доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России
    • Приложение N 24. Образец постановления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей
    • Приложение N 25. Образец акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
    • Приложение N 26. Образец акта о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка
    • Приложение N 27. Типовой анализ доставленных несовершеннолетних
    • Приложение N 28. Образец постановления о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего
    • Приложение N 29. Заколючение по результатам рассмотрения информации в отношении родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего (рекомендуемый образец)
    • Приложение N 30. Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (рекомендуемый образец)

Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 31 декабря 2018 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

См. предыдущую редакцию

Руководствуясь пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 12, частью 3 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»1, статьями 20 и 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2 и в целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации — приказываю:

—————————— ——————————

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

Пункт 2 изменен с 26 ноября 2018 г. — Приказ МВД России от 28 июня 2018 г. N 404

См. предыдущую редакцию

2. ГУОООП (Ю.К. Валяеву), ГУТ (Д.В. Шаробарову) МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить изучение и выполнение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Общие понятия

В обязанности ПДН входит много пунктов, но главная его задача состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления. Что же такое ПДН? Расшифровка следующая: это подразделение по делам несовершеннолетних. Оно является контролирующим органом, который занимается пресечением детской преступности и проведением разъяснительных действий по поводу того, что влечет за собой каждое неправомерное нарушение. ПДН входит в состав системы органов внутренних дел, поэтому в свою очередь делится на подразделения, которые отличаются друг от друга уровнем подчиненности. Они бывают:

  • городскими, районными и муниципальными;
  • от управления внутренних дел и административно-территориального образования;
  • действующие подразделения на различных типах автотранспорта.

Все факты нарушений законодательства, совершенные до наступления совершеннолетия, заносятся в личное дело ребенка с последующим уведомлением военкоматов, учебных заведений, а также высших учебных заведений.

В новом приказе 845 о подразделении по делам несовершеннолетних четко определены порядки и полномочия, касающиеся организационных работ инспекции. Здесь четко написано об основных обязанностях подразделения. Кроме проведения профилактических работ с подростками, инспектор направляет трудного ребенка, совершившего преступление, в изоляционные временные центры или же на содержание специальными учебно-воспитательными учреждениями с закрытым типом работы. Главное, не карать, а найти подход к оступившемуся ребенку, дабы не произошло повторного нарушения.

Главная задача инспекторов состоит в профилактических разъяснениях ответственности за те или иные преступления.