Рациональное ведение лесного хозяйства

Глава 5 ведение лесного хозяйства

Статья 20. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства

Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека.

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды;

многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

рациональное использование земель лесного фонда;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

сохранение генофонда, биологического и ландшафтного разнообразия лесов;

сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.

Статья 21. Право ведения лесного хозяйства

В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов лесной фонд передается для ведения лесного хозяйства лесхозам специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, лесхозам и лесничествам Министерства обороны Республики Беларусь, экспериментальным лесным базам Национальной академии наук Беларуси, учебно-опытным лесхозам Министерства образования Республики Беларусь, государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками и национальными парками, лесохозяйственным организациям Управления делами Президента Республики Беларусь, учреждению «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник», организациям городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства (далее — юридические лица, ведущие лесное хозяйство).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З, от 28.12.2009 N 96-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решения о передаче лесного фонда или отдельных его участков для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимаются Правительством Республики Беларусь.

(часть вторая статьи 21 в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22. Права юридических лиц, ведущих лесное хозяйство

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, имеют право:

предоставлять участки лесного фонда в пользование в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства в случаях, предусмотренных частью девятой статьи 41 настоящего Кодекса;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

ежегодно отводить лесосеки и выдавать лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты;

контролировать проведение работ, выполняемых лесопользователями, а также работ, не связанных с осуществлением лесопользования;

привлекать в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов специализированные службы, лесопользователей и граждан для тушения лесных пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать в случаях и порядке, предусмотренных лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, решения о полном или частичном приостановлении до устранения выявленного нарушения хозяйственной и иной деятельности юридических и (или) физических лиц, оказывающей вредное воздействие на лесной фонд;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 10.11.2008 N 444-З)

предъявлять претензии юридическим и (или) физическим лицам, причинившим вред лесному фонду, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного лесному фонду;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 444-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

предъявлять иски в суд о прекращении юридическими и (или) физическими лицами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на лесной фонд, в случае нарушения лесного законодательства Республики Беларусь;

(абзац введен Законом Республики Беларусь от 10.11.2008 N 444-З)

осуществлять лесопользование в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Нормативными правовыми актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие права для юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

Статья 23. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:

передавать в натуре участки лесного фонда для осуществления лесопользования в соответствии с решениями органов государственного управления о предоставлении в пользование участков лесного фонда, в компетенцию которых входит принятие таких решений;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, а также другие работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств. При этом должны обеспечиваться в первую очередь сохранность и своевременное воспроизводство ценных древесных пород (дуба, ясеня, клена, карельской березы и др.);

обеспечивать использование по целевому назначению земель лесного фонда, проводить работы по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других негативных процессов;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных участков земель лесного фонда;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать ведение учета лесного фонда;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов;

обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, генофонда лесов, объектов историко-культурного и природного наследия;

проводить рубки промежуточного пользования и прочие рубки;

проводить противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимать меры по предотвращению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактике и своевременному выявлению и тушению лесных пожаров, защите леса от вредителей и болезней и борьбе с ними;

обеспечивать содержание в надлежащем состоянии участков лесного фонда и их границ, квартальной сети и опознавательных знаков;

пресекать нарушения норм и правил пользования лесом, осуществление незаконных рубок, уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, молодняка лесных культур, загрязнение леса химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, отходами и другие нарушения лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

(в ред. Закона Республики Беларусь от 27.02.2004 N 271-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказывать содействие лесопользователям в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами;

выполнять другие обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Особенности ведения лесного хозяйства.

Лесное хозяйство функционально предназначено для воспроизводства используемых ресурсов и услуг леса, а также охраны их от пожаров, защиты от вредителей и болезней, различных неблагоприятных стихийных и антропогенных воздействий, обеспечивая потребности общества в лесопродукции, сохраняя и улучшая природную среду, ресурсный и экологический потенциал и их биологическое разнообразие в настоящем и будущем.

Хозяйствующие субъекты отрасли осуществляют свою деятельность в соответствии с целевым назначением лесов и в зависимости от экономических условий регионов на основании действующего лесного законодательства.

Каждая отрасль экономики имеет специфические средства производства, изготовляемую продукцию, определенные производственные отношения, требует от работников соответствующей квалификации. Лесному хозяйству также присущи некоторые особые черты:

  • 1) Длительный период лесовыращивания (высокий финансовый риск).
  • 2) Короткий рабочий период во времени производства леса.
  • 3) Сезонный характер работы.
  • 4) Многообразие лесной продукции и полезностей леса.
  • 5) Большая степень непредсказуемости результатов.
  • 6) Земли лесного фонда одновременно являются средством, предметом и продуктом труда.
  • 7) Потребность в значительных площадях.
  • 8) Зависимость лесохозяйственного производства от природноклиматических условий.

Рассмотрим их подробно:

  • 1) Длительный период лесовыращивания оказывает главное влияние на экономику отрасли, в определенной мере ограничивая вложение материально- технических, финансовых и трудовых ресурсов. Эта особенность обязывает соизмерять пользование древесиной и другими полезностями леса с масштабами их воспроизводства. С этой особенностью связана одна из задач лесного хозяйства — обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования. С учетом этого необходимо осуществлять поиск эффективных технологий по сокращению времени между долгосрочными вложениями и достижением конечного эффекта.
  • 2) Короткий рабочий период ео времени производства леса означает, что лесовыращивание в значительной мере является биологическим процессом роста древесно-кустарниковых растений, зависящим от климатических факторов. Участие человека здесь ограничено и составляет 0,15…0,20 % от затрат времени на лесовыращивание.
  • 3) С этой особенностью непосредственно связана сезонность лесохозяйственных работ, их приуроченность к определенным срокам (весной — посев, посадка лесных культур; летом — уход за лесными культурами, гидромелиоративные работы, благоустройство зеленой зоны, защита от болезней, вредителей, животных; осенью — подготовка почвы; зимой — рубки ухода, санитарные рубки).
  • 4) Многообразие лесной продукции и полезностей леса способно удовлетворить различные запросы общества. Эта особенность характеризует разносторонние связи лесного хозяйства практически со всеми отраслями экономики. Наиболее тесные отношения лесное хозяйство имеет с сельским хозяйством и отраслями лесопромышленного комплекса.
  • 5) При ведении лесного хозяйства существует большая степень непредсказуемости результатов, связанная с природно-климатическими факторами (ураганы, наводнения, засуха и др.), деятельностью человека (пожары, некачественное выполнение работ в лесу, неэффективные технологии лесовыращивания).
  • 6) Важной особенностью лесного хозяйства является то, что земли лесного фонда одновременно являются и средством, и предметом, и продуктом труда. В отличие от других средств производства земля при грамотном использовании не изнашивается, а сохраняет свои качества. В лесном хозяйстве, как правило, перемещают орудия производства (тракторы, машины, бензопилы), а не предметы труда (древесные растения). В промышленности перемещаются обычно предметы труда в виде сырья и материалов, а оборудование, машины, станки прочно закреплены.
  • 7) Потребность в значительных площадях связана с длительным накоплением запасов древесины и сравнительно малой удельной концентрацией лесной биомассы, пригодной для хозяйственного использования. Эта особенность влияет на размещение лесохозяйственного производства, обостряет проблему транспорта и связи, создает трудности при организации труда.