Разглашение государственной тайны УК

Содержание

Ответственность за разглашение гостайны согласно УК РФ и Закона «О государственной тайне»

Передача сведений государственной важности другим лицам затрагивает интересы РФ, успешность ее экономического развития и внешнеполитической деятельности. Меры ответственности предусмотрены в ст. 283 УК. Кроме этого, работодатель вправе упомянуть раскрытие государственной тайны в качестве одного из оснований для увольнения провинившегося сотрудника (ст. 57 ТК). Существует также возможность назначения административного наказания (ст. 26 закона «О государственной тайне»).

Преступление совершается как умышленно, так и по халатности, и может быть выражено активными действиями или несоблюдением мер предосторожности. Умысел может выражаться желанием подняться в глазах окружающих, помочь стороннему лицу завершить научную работу или даже благородными намерениями осветить опасность проводимых исследований для населения и окружающей среды. В последнем случае виновный оправдывает свои действия ст. 42 Конституции о праве граждан на получение полной информации о состоянии экологии. Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены и шпионажа заключается в его целях и получателях сведений.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:

Дополнительно Посторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

  • содержанию выданной информации;
  • ее важности для государства;
  • количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
  • применению информации получившим ее лицом;
  • размеру причиненного ущерба;
  • другим параметрам.

Разглашение врачебной тайны, то есть информации об обращении в медучреждение, диагноз, результаты анализов и так далее — подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако существует список ситуаций, в которых врачу можно озвучивать подобную информацию — например, при поступлении официальных запросов из полиции, прокуратуры, военкомата или при расследовании несчастного случая. https://lexconsult.online/6340-ponyatie-vrachebnoi-tainy-nakazanie-za-ee-narushenie

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Обратите внимание Коммерческая тайна — информация о деятельности компании (например, используемые технологии, ноу-хау, данные о контрагентах и так далее). В зависимости от обстоятельств преступления, меры наказания могут включать административные штрафы от 500 руб до 1 500 000 руб, принудительные работы или лишение свободы. Читайте подробнее в этой статье

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК.

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

  1. В первой части ст. 283 УК, может быть любой. Например, виновный:
    1. Рассказывает постороннему лицу о тайных разработках на предприятии, намеренно желая его проинформировать. То есть, совершает деяние с прямым умыслом.
    2. Отправляет директору секретный документ с сотрудником, не имеющим доступа для ознакомления с данным документом. В наличии косвенный умысел, когда виновный допускает вероятность прочтения документа указанным сотрудником, но не предпринимает никаких мер предосторожности.
  2. Во второй части ст. 283 УК, форма вины является только неосторожной, когда обвиняемый не предполагает наступления нежелательных последствий, хотя может и должен его предвидеть. Или же допускает таковую возможность, но необоснованно надеется ее предотвратить. Например, помещает конфиденциальное письмо в прозрачный конверт.

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Преступления со схожим составом

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

  1. Утрата документов, содержащих секретные сведения (ст. 284 УК). Наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
  2. Похищение тайных сведений, их вымогание обманом, угрозами, шантажом или другими насильственными способами (ст. 283.1 УК). Наказание составят от 3 до 8 лет лишения свободы.
  3. Измена — передача гражданином РФ секретных данных зарубежным государствам, организациям, их представителям (ст. 275 УК). Виновному назначают от 12 до 20 лет лишения свободы.
  4. Шпионаж — сбор тайной информации гражданином иностранного государства или лицом без гражданства в пользу международной или зарубежной организации (ст. 276 УК). Карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. В этой статье можно прочитать подробнее о промышленном и коммерческом шпионаже

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Наказание за выдачу тайных сведений

Ответственность за разглашение государственной тайны устанавливает ст. 283 УК, содержащая две части. В первой из них рассматривается преступление средней тяжести, во второй — тяжкое.

Часть 1

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Часть 2

Если действия виновного по неосторожности привели к тяжелым последствиям, ему назначается от 3 до 7 лет лишения свободы вместе с запретом на занятия определенными видами деятельности в течение 3 лет.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Гражданско-правовая ответственность

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно. Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

Уголовная ответственность

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство. Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе. По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий.

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1. Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ).

Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают лицензию ФСБ, позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну. Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут.

Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной. Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор. По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ. Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной.

Административная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Полный текст ст. 283 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 283 УК РФ.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Комментарий к статье 283 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
— наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
— наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
— проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
— наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае. когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных. Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д. Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению. Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассмотрение в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О федеральной службе безопасности»;
2) Закон РФ «О государственной тайне»;
3) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
4) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;
5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»;
6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

7) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;
8) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям»;
9) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

Следует отметить, что судебная практика, в основном, связана с требованиями о восстановлении на работе и выплате компенсаций за время вынужденного прогула лиц, уволенных с работы (службы) связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лиц, оспаривающих правомерность своего увольнения по причине однократного грубого нарушения взятых на себя трудовым договором обязательств по защите государственной тайны — разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В указанных судебных решениях объективную сторону состава преступления составляют выдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, лицам, не имеющим права доступа к конкретным носителям, или ознакомление с секретными сведениями лиц, не имеющих правовых оснований доступа к ним. Квалификация состава преступления по настоящей статье в судебных решениях основывается на подтверждении степени секретности конкретных сведений, определении размера нанесенного ущерба и указании ссылки на статьи нормативных документов, которые нарушены при разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Консультации и комментарии юристов по ст 283 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 283 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. <1>.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Другой комментарий к статье 283 УК РФ

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Другой комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.

Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).

2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.

3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины <1>.

При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».

Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому. Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.

Разглашение может быть совершено и по неосторожности в силу преступного легкомыслия либо небрежности. Чаще всего это выражается в разглашении в письменной форме, когда снимаются выкопировки из документов, содержащих государственную тайну, в неучтенные тетради, блокноты, отдельные листы, которые в последующем теряются. Более того, от неосторожного разглашения, как и от умышленного, могут наступить тяжкие последствия.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью — показать постороннему свою осведомленность и компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны при решении практических вопросов. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.

4. Субъект при разглашении — специальный, т.е. лицо вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 283 УК) признается то же деяние, если оно повлекло по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований и т.п. По отношению к наступлению тяжких последствий вина может быть только в форме неосторожности, о чем указано в самой норме.

От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. мотивами и целями содеянного <1>.

Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)

21 июля 1993 года N 5485-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 26.07.2017 N 193-ФЗ, от 29.07.2018 N 256-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
  • Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
    • Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
    • Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
    • Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
    • Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
    • Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием
    • Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
    • Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
  • Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей
    • Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
    • Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
  • Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
    • Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
    • Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
    • Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
    • Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
  • Раздел VI. Защита государственной тайны
    • Статья 20. Органы защиты государственной тайны
    • Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
    • Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
    • Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
    • Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
    • Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
    • Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне
    • Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
    • Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации
  • Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
    • Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
  • Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 30.1. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль
    • Статья 32. Прокурорский надзор

Открыть полный текст документа

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.
Понятие «государственной тайны»
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон).
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.
Ответственность за нарушение режима государственной тайны
Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).
Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием — разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления — восприятия секретных сведений другими лицами («если они стали достоянием других лиц»). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный — лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором — о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу халатности третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

См. все связанные документы >>>

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны: устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» , Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

Государственная тайна – свод особо важной для государства информации, составляющую особую ценность для нее.

Такое деяние, как разглашение государственной тайны (гостайны) относится к преступлениям против государства. За разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность по ст. 283 УК РФ.

Какие сведения относятся к гостайне, а что не является секретно важной информацией? Какое максимальное наказание грозит человеку в 2020 году за обнародование сведений, относящихся к гостайне?

Что такое государственная тайна?

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» к государственное тайне относятся сведения в различных областях: военной, экономической, разведывательной, в случае распространения которых может быть подорвана безопасность России.

То есть это важные сведения, представляющие интересы государства, в основных сферах деятельности страны.

Перечень сведений, не составляющих государственную тайну

Не относятся к государственной тайне сведения о следующих событиях:

  • о катастрофах, чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью и жизни нации;
  • о стихийных бедствиях;
  • о состоянии окружающей среды;
  • о демографической ситуации в республике;
  • о состоянии преступности внутри страны;
  • об уровне образования, культуры, сельского хозяйства;
  • данные о размере золотого запаса и валютных резервов РФ;
  • о фактах нарушения прав, свобод человека и др.

Отнесение вышеперечисленных сведений к государственной тайне означало бы прямое нарушение жизненно важных интересов личности и общества. Именно поэтому законодатель и запрещает засекречивание таких сведений.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

  • уголовную;
  • административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;
  • дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
  • гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.

Когда наступает уголовная ответственность за разглашение государственной тайны?

В ст. 283 УК РФ четко прописано, в каких случаях человеку грозит уголовная ответственность.

Так, если доверенное лицо разгласило сведения и они стали достоянием других лиц, однако признаков таких преступлений, как шпионаж или государственная измена, не было отмечено, тогда виновному может грозить такое наказание:

  • заключение виновного под стражу сроком 4-6 месяцев;
  • изоляция осужденного в колонии-поселении, в колонии строгого режима или в тюрьме сроком до 4 лет.

При этом лицо, обвиняемое в совершении преступления по ч. 1 ст. 283 УК РФ, помимо основного наказания также может лишиться права осуществлять свою прежнюю деятельность на определенный срок (ограничение на выполнение служебных обязанностей накладывается сроком не больше 3 лет).

Если человек, имеющий доступ к государственной тайне, обнародовал какие-то сведения, и это привело к тяжким последствиям*, тогда его может ждать такое наказание, как изоляция в исправительном учреждении сроком 3-7 лет.

К тому же суд может постановить временно лишить осужденного права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

*Под тяжкими последствиями понимаются такие действия, которые привели к крупным затратам, аресту работника спецслужбы, срыву заключения государственных договоров и т. п.

Защита государственной тайны

Все сведения, относящиеся к государственной тайне, защищают федеральные органы исполнительной власти, межведомственные комиссии по защите государственной тайны, учреждения, предприятия, действие которых направлено на защиту подобных сведений.

Комментарии к ст. 283 УК РФ

Уголовная ответственность по данной статье наступает тогда, когда данные, которые составляют государственную тайну, становятся известными другим людям, которые не должны ничего были знать о таких сведениях.

Преступление по ст. 283 УК является оконченным, когда сведения, являющиеся гостайной, стали публичными, в результате чего появилась опасность их применения во вред интересам государства.

Субъективной стороной противоправного деяния может быть как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Субъектом преступления по ст. 283 является лицо, которое располагает сведениями или работник, которого ознакомили с данными гостайны при выполнении им своих обязанностей.

Назначение наказания за разглашение гостайны

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

Отличие гостайны от госизмены

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Методика расследования дел по ст. 283 УК РФ

Для выяснения обстоятельств, при которых произошло разглашение государственной тайны, следственные органы и суд пытаются найти ответы на такие важные вопросы:

  • Разглашение гостайны было намеренным или случайным?
  • Вступало ли обвиняемое лицо в сговор с другими лицами?
  • Вмешивались ли в преступление другие лица?
  • Какими мотивами руководствовался обвиняемый человек, разгласивший секретные сведения?

Когда человеку предоставляют доступ к сведениям государственной тайны или знакомят его с отдельными положениями, в тот момент определяется его ответственность. Она закрепляется в письменном виде.

Как это происходит? Зачастую это делается во время трудоустройства человека. Ему дается документ – соглашение о неразглашении сведений, относящихся к гостайне.

Положения из этого соглашения подробно разъясняются человеку. Изучив эти сведения, он ставит свою подпись. Этим он уведомляет начальника о том, что понимается свою ответственность и не имеет на этот счет никаких возражений.

Если у человека, подавшего иск в суд на другого человека за разглашение гостайны, не будет на руках доказательств того, что ответчик знал о своей ответственности, тогда судья не сможет удовлетворить его просьбу и наказать ответчика.

В качестве доказательства о том, что человек был проинформирован об ответственности, можно предъявить в суд подписку о неразглашении, ранее написанную подозреваемым.

Ответы на вопросы

Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.

Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.

Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.

Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.

Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.