СОУТ на вакантных рабочих местах

Содержание

Корень зла данной проблемы, заключается в ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку именно тут содержится «индульгенция» на рабочие места надомников, и дистанционных работников СОУТ в отношении которых не проводится. На день написания статьи нет необходимости проводить СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (ч. 4 ст 3) дополнительно в письме Минтруда РФ 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593 упоминается, что СОУТ не проводится на рабочих местах сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу. Следовательно на всех оставшихся рабочих местах необходимо СОУТ провести, это следует из прямого прочтения ст. 3. Теперь изложим в хронологическом порядке имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по вопросу «Можно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?» и самое главное «Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?»
Действие первое — Роструд открестился от проблемы.

11.11.2014
Портал Роструда Онлайн инспекция РФ
Специальная оценка условий труда в отношении вакантных рабочих мест
Возможно ли провести специальную оценку условий труда в отношении вакантных рабочих мест? Для проведения СОУТ необходимо сообщить СНИЛС работников, которые трудятся на каждом рабочем месте. Если же место вакантно, что и СНИЛС представить нельзя. На этом основании предприятию отказывают провести СОУТ в отношении вакантных рабочих мест. А прием работника на рабочее место, в отношении которого СОУТ не проведена, нарушает законодательства. Как быть в данной ситуации?
Ответ
Данный вопрос не относится к компетенции Роструда.
Рекомендуем Вам обратиться в Минтруд России.

Развернуть

Правовое обоснование

В соответствии с п.5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действие второе — Минтруд выразил свою позицию.

14.03.2016 года

Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041 выдержка «В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

С учетом изложенного, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.»

Действие третье — Роструд поддерживает позицию Минтруда.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах
У работодателя имеется несколько вакантных рабочих мест, на которые несколько лет не принимаются работники. Допустимо ли проводить СОУТ только в отношении рабочих мест, фактически занятых работниками? Можно ли провести СОУТ в несколько этапов: сначала на рабочих местах, занятых работниками, затем — на вакантных?
Ответ:
Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть Правовое обоснование:
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Действие четвёртое — Роструд изменил свою позицию по данному вопросу.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах
Добрый день! Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах. И как быть с рабочими местами на которых вчера был работник, а сегодня он уволился…или наоборот??? Может быть есть какие-то официальные разъяснения по этому вопросу?
Ответ:
1.Да, нужно. Специальная оценка условий труда (СОУТ) не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Во всех остальных случаях СОУТ проводится.
2. Новый работник при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда должен расписаться в соответствующей графе (графа идет после строки 50 карты СОУТ) карты СОУТ после последнего указанного в ней работника, либо первым, если рабочее место было вакантным.

Развернуть Правовое обоснование:
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
В соответствии с пп. 12 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н в карте специальной оценки условий труда указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.

Действие пятое — Роструд передумал (а может быть путаница с датами на портале)

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест
На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает.
Ответ:
Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть Правовое обоснование:
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Действие шестое — Роструд — Специальной оценке условий труда на вакантных рабочих местах быть!

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вновь созданном рабочем месте
Можно ли проводить специальную оценку условий труда на вновь созданном рабочем месте, если оно вакантно?
Ответ:
Да, можно. Каких-либо ограничений относительно проведения специальной оценки условий труда на вакантных рабочих местах нормами действующего законодательства не установлено.

Развернуть

Правовое обоснование:
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Эпилог

Не исключено что данный сюжет с названием «СОУТ на вакантном рабочем месте» будет иметь и седьмое, восьмое и прочее действия, нам же необходимо принять решение и ответить на два вопроса:

Можно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?

Полагаем, что да можно (а кто нам это запретит) главные грабли — это организация которая у нас будет проводить СОУТ (проблема решается разъяснением Роструда 03.04.2018). Какова вероятность, что ГИТ привлечёт к административной ответственности — практически нулевая (закон не содержит в себе запрета на проведение СОУТ на вакантных рабочих местах, а оценка качества проведения СОУТ не является предметом полномочий ГИТ)

Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?

Ответ очевиден — да это необходимо делать, и вопрос тут даже не в том, что вроде как Минтруд по сей день против, вопрос в том а, что нам будет если не проведём, а будет штраф довольно таки солидный (о штрафах мы расскажем в отдельной статье), будет и второй штраф когда мы примем работника на рабочее место на котором не была проведена СОУТ и соответственно нам нечего будет вписать в трудовой договор в позицию условия труда.

И самое главное, принимая работника на вакантное рабочее место, на котором уже проведена СОУТ, мы избавляемся от проблемы «Я вообще с СОУТ не согласен, меня обманывают, все в сговоре ГИТ разберитесь»

Как и ожидалось «раскачивания лодки» вопроса «СОУТ на вакантном рабочем месте» продолжается:

23.08.2018 — СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

Нужно ли проводить СОУТ на вакантные должности?
Ответ

Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.

Развернуть Правовое обоснование Согласно п. 15 «Методики проведения специальной оценки условий труда» (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

10.10.2018 — Соут на аналогичном «вакантном рабочем» (специально ли автор вопроса сформулировал его таким образом мы не знаем) — ответ шедеврален, впрочем убедитесь сами

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на аналогичном рабочем месте
Добрый день. В организации проведена СОУТ на основном р.м. По штатному расписанию имеется одно аналогичное р.м., но оно вакантно, т.е. СОУТ на нем проведена быть не может. После окончания СОУТ на аналогичное место принимается работник. Т.е., нового рабочего места не организуется, ни к одному пункту ч.1 ст. 17 ситуация не относится. Правило о СОУТ на 20% аналогичных мест не применимо, т.к. проводится в ходе плановой СОУТ. Нужно ли проводить внеплановую СОУТ на таком аналогичном месте? Каково основание?
Ответ:
При этом прием работника на вакантное место должен рассматриваться как ввод в эксплуатацию вновь организованного рабочего места. СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.
При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа «старых» и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.

Развернуть Правовое обоснование: Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 случаев. В соответствии с частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Частями 1, 2 и 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

По данному вопросу от себя добавим, что сам вопрос содержит в себе противоречие в части СОУТ аналогичных рабочих мест которые на момент проведения СОУТ были вакантны.

Что по поводу аналогичных рабочих мест и проведения на них СОУТ гласит закон:

статья 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ

ч. 5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

ч. 6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

статья 16 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ

ч. 1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
ч. 2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
ч. 3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
ч. 5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Как видно из ч.1 ст.16 Закона результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным местам. Обращаем Ваше внимание — не важно были ли рабочие места на оставшихся 80% вакантными или нет, поскольку ни какие замеры на эти местах и опросы работников при проведении СОУТ на этих рабочих местах (80% оставшихся аналогичных рабочих мест» не проводились, что очередной раз подтверждает сделанный нами вывод о необходимости проведения соут на Вакантных рабочих местах.

Два следующих вопроса по нашему мнению являются попыткой игры на полутонах, что в конечном итоге приведёт к административному наказанию, будьте аккуратнее — разъяснения на портале онлайн инспекции не являются нормативными актами.

24.10.2018 — СОУТ при совмещении слесарь-сварщик.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

совмещение
слесарь-сантехник работает по трудовому договору, дополнительно совмещает электросварщика ручной сварки. Необходимо ли проводить СОУТ по совмещаемой должности? У Электросварщика вредная ли работа или она определяется только после СОУТ?
Ответ:
Да, необходимо. Наличие вредных условий труда определяется по результатам специальной оценки условий труда.

Развернуть

Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (ст. 282 ТК РФ).

26.10.2018 — СОУТ совмещение и вакантная должность.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

Проводится ли СОУТ в отношении вакантной должности? Является ли должность по которой человек работает на условиях совмещения вакантной?
Ответ:
1. В процессе специальной оценки условий труда (СОУТ) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. На основании вышеизложенного СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.
Таким образом, возможность проведения внеплановой СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.
2. Должность, работу по которой работник выполняет в качестве совмещения, является вакантной.

Развернуть

Правовое обоснование:
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.
Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Мы продолжаем следить за развитием темы, при получении новой информации статья будет обновляться, наше мнение выраженное в эпилоге статьи не изменилось.

Количество просмотров: 4 675

Проводить спецоценку на вакантном рабочем месте не требуется.

Обоснован такой вывод следующим.

По статье 212 ТК РФ проведение спецоценки условий труда – прямая обязанность работодателя. Специальная оценка условий труда (далее – спецоценка) пришла на смену аттестации рабочих мест. Порядок и условия проведения спецоценки регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Этим же законом установлены случаи, когда спецоценку можно не проводить. Так, не проводится спецоценка в отношении условий труда (ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников у граждан, не являющихся ИП.

Этот перечень является закрытым и не содержит ограничений по количеству имеющихся в организации работников. Однако порядок проведения спецоценки предполагает, что исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатной деятельности работодателя. При этом учитываются и используемые работником производственное оборудование, материалы и сырье, являющиеся источниками вредных и (или) опасных факторов. Это предусмотрено п. 15 Методики, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Получается, что при отсутствии на рабочем месте работника штатные производственные (технологические) процессы не осуществляются. Соответственно, спецоценку провести на таком рабочем месте работодатель не может.

Аналогичные выводы были изложены в письме Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2020 года

Доброго времени суток!

Сейчас вас ждет все о проведении СОУТ в современных реалиях с учетом вступивших в силу изменений с 1 января 2020 года. А также поделюсь своим удобным алгоритмом, состоящим из 12 шагов, потому что ГИТ не дремлет и с начала 2019 года инспекция выявляет нарушителей закона и назначает им внеплановые проверки. Так как в ч.6 ст. 27 ФЗ № 426 говорится о том, что ранее действующая аттестация рабочих мест утрачивает силу к концу 2018 года, а также если компания только образовалась, то провести специальную оценку условий труда необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.

Проведение специальной оценки условий труда

Вы даже можете и не узнать, что вас уже проверяют и готовят Распоряжение о грядущей проверке. Инспектор легко может проверить наличие действующей СОУТ у любой компании, достаточно знать ИНН и ОГРН, а это общедоступная информация.

База данных находится на портале Федеральной государственной системы (ФГИС).

«У вас еще нет спецоценки? Тогда мы идем к вам!» – скажет инспектор и направит Распоряжение.

Что такое специальная оценка условий труда

Для того чтобы понять, что нужно сделать и как, необходимо выяснить для чего проводится СОУТ?

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:

  1. Заблаговременно побеспокоиться о защите здоровья людей, направляя работодателя на создание более благоприятных условий для работы.
  2. Внедрить и проконтролировать внедрение комплекса мероприятий по снижению воздействия опасностей на организм человека работодателями.
  3. Стимулирует работодателей проводить СОУТ, компенсируя затраты через ФСС.
  4. Применяя дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный Фонд, обязывая работодателя выплачивать на льготную пенсию работникам. Даже если на данных рабочих местах нет по результатам спецоценки эта компенсация не определена, а его должность числится в Списках № 1и № 2, ранний выход на пенсию по закону ему положен.
  5. Назначение прочих гарантий и компенсаций для работников, например, льготное питание, дополнительные дни к отпуску, сокращение рабочей недели и просто надбавка к заработной плате.
  6. Обеспечение работников вредных производств более эффективными СИЗ. Выдал работодатель то, что нужно, можешь снижать травматизм и профзаболевания.
  7. Ну и просто оценить реальное понимание того, в каких условиях трудятся работники, что из себя представляет само предприятие.

Ответственность за непроведение СОУТ

Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая.

Рано или поздно вас выявят, выпишут штраф и проводить спецоценку в любом случае обяжут и отговорки, типа, да мы ж бюджетники нас не финансируют, особо не спасут.

  • должностное лицо и ИП – от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • ЮЛ – от 60000 рублей до 80000 рублей.

Живой пример.

В Управлении городского хозяйства небольшого городка произошел несчастный случай, соответственно, расследование, сбор документов, а спецоценки нет!

Руководитель пытался писать и объяснять, что он не виноват просто не были выделены средства, но инспектор непреклонен и выписал штраф за данное нарушение 60 тысяч рублей и на должностное 5 тыс.руб.

Руководителя это зацепило, он считал себя невиновным и обратился в суд. Но и суд был непреклонен, потому что на проведение спецоценки на вновь введенных местах дается 12 месяцев и можно было заложить в бюджет сумму, тем более проведение 1 рабочего места стоит от 1000 до 2000 рублей.

И как итог – требования статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 были нарушены, поэтому штраф пришлось оплатить.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет.

Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.

Кого включить в состав комиссии?

Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным.

Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ

График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие.

О том, как не допустить ошибок при составлении графика, почитайте в другой моей заметке. Следуем дальше.

Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество.

Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают.

Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое?

Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.

Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные.

Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места.

Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных.

С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест.

Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах?

Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится, потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.

Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже.

Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда. Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать.

Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать .

Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г.

До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер. Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете.

В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП.

Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

Что означает конкретно для работодателя каждый из классов вы можете .

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Примерно так…

Кроме того, если должность фигурирует в Списках № 1 и № 2, то должно быть льготное пенсионное обеспечение.

К примеру, сварщики, о том, как «не пролететь» с применением компенсаций можете прочесть в моей заметке.

Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.

Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ

Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов.

По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.

В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем.

Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.

Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.

Думаю, нет! Сроки по окончании СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что ваша работа на этом завершена.

Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.

После утверждения в течение 3-х рабочих дней нужно любым способом уведомить специализированную организацию, отправив утвержденный отчет. Это порядок обязательный и нарушать его нельзя.

Например, если вы отправили отчет почтой России, то обязательно заказным письмом, но суть не в этом, продублируйте отчет по электронной почте, потому как сроки уже будут нарушены, и вы подведете специализированную организацию и себя в том числе.

Получив ваш утвержденный отчет, компания-оценщик должна разместить его в реестре на сайте Минтруда и в течение 3 рабочих дней направить уведомление вам о регистрации отчета в Минтруде. С этого момента он считается утвержденным.

Обратите внимание, что если отчет не зарегистрирован, то он недействителен. Порядок проведения СОУТ очень усложнился, нужно быть постоянно начеку, помнить о сроках и о возможных штрафах.

Шаг 8. Декларирование

Что такое декларация, как ее правильно оформить, не допустив роковых ошибок, очень подробно расписала в этой заметке.

Кроме того, здесь вы можете узнать, как сэкономить и не проводить СОУТ через пять лет.

Если после прочтения у вас все еще останутся вопросы, пишите их в комментариях, будем разбираться.

Имейте в виду! Срок подачи декларации в инспекцию по труду – 30 рабочих дней с момента утверждения СОУТ, а с 2020 года – это регистрации отчета в реестре Минтруда.

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно.

Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее.

А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается. Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия.

Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, у них возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд.

Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ.

Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо.

Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Шаг 11. Информирование ФСС

Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам.

Информацию о проведенной работе отразите в таблице 5.

Шаг 12. Заключительный этап

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере.

Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Стоит отметить еще и тот факт, что начисление компенсаций и льгот должно начинаться сразу после утверждения отчета.

Компания-сосед столкнулась с такой ситуацией – СОУТ у них утвержден был 20 июля, а начислять они решили с 01 августа.

За это можно и «влететь», потому как 10 дней уже действовала спецоценка, а работа еще не велась. Вот так вот. И об этом тоже стоит упомянуть в приказе.

Кроме того, следует сделать акцент о необходимости внесения в трудовые договора информации о том, какие работникам полагаются льготы.

Срок действия результатов специальной оценки условий труда – 5 лет, а декларацию по истечении срока можно продлить. И даже если срок действия предыдущей СОУТ закончился, хранить вы ее должны 45 лет, а документы по вредникам 75!

Основные выводы

Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах.

Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.

В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы:

  • когда проводится внеплановая спецоценка;
  • когда ее можно избежать, какие есть основные ошибки при проведении СОУТ;
  • кому не требуется проведение вообще и другие, поэтому обо всем этом решила выделить отдельный блок, что сразу вспомнила изложила в нем, а какие неразобранные вопросы будут поступать от вас, буду постоянно там их обновлять.

________________________________________________________________________________________

Специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах

Вопрос о необходимости проведения СОУТ на вакантных (не занятых) рабочих местах до сих пор не нашёл единого мнения.
Минтруд в своем письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 пояснил, что если рабочее место является вакантным, то есть еще незанятым, специальная оценка на нем не проводится. Свою позицию Минтруд объясняет следующим образом: Согласно Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, исследование и измерение вредных или опасных факторов проводится в ходе штатной деятельности работодателя. И с учетом используемого работником производственного оборудования. Если сотрудника на рабочем месте нет, то и оценить вредность и опасность этого рабочего места невозможно. Следовательно, реализовать специальную оценку условий труда можно только после принятия на работу сотрудника.
Наша позиция отлична от позиции Минтруда и состоит она в следующем:
1. Первое, что надо четко понимать при проведении СОУТ — это то, что мы работаем с рабочими местами, не с работниками. Рабочее место и работник — это разные понятия. И, в случае необходимости проведения внеплановой СОУТ, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 говорит нам именно о введении в эксплуатацию рабочего места, а не о приеме работника на должность.
2. Да, позиция Минтруда имеет место быть, но она имеет исключения. Так, например:
Офисные стационарные рабочие места — стандартная ситуация: стол, компьютер, копировально-множительная техника. Единственным вредным фактором, который выявляется в рамках идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов на офисных рабочих местах, является световая среда (освещенность), а её замерять возможно без наличия работника на рабочем месте.
3. Не забываем про аналогичные рабочие места.
Предположим, у нас 10 рабочих мест уборщиц, 3 из них вакантны. Что мы делаем: проводим измерения на 20% рабочих мест — 2 штуки и полученные результаты распространяем на все 10 рабочих мест, включая и 3 вакантных.
4. Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, определяет работодатель. Мы, в свою очередь, также участвуем в данном процессе и в случае спорных ситуаций даём свои рекомендации. В части необходимости проведения СОУТ по вакантным рабочим местам — если это возможно с точки зрения самой процедуры специальной оценки условий труда, без нарушения порядка проведения СОУТ, мы рекомендуем проводить. Это, как минимум, экономически целесообразно.

СОУТ на вакантных местах

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

17.06.2019

Вопрос:

Подскажите, пожалуйста, когда в организации проводится специальная оценка условий труда, она касается всех должностей по штатному расписанию, включая вакантные? Или только рабочие места, где есть работники? И если оценке подлежат все должности согласно штатного расписания и вакантные и нет, то имеет ли право компания, у которой есть лицензия на проведение СОУТ, указывать в сводной ведомости результатов проведения СОУТ и в заключении эксперта, что в процессе идентификации все работники присутствуют на РМ, а в картах спец оценки только реально работающие?

Ответ:

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Проведение СОУТ обязательно независимо от вида деятельности и численности персонала. Не влияет на необходимость ее проведения и отсутствие в организации вредных производств. Проведение СОУТ по новым правилам должно быть завершено не позднее 31.12.2018. На вакантном рабочем месте нельзя провести СОУТ, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода сотрудника на вакантное рабочее место.

Правовые и организационные основы, порядок проведения СОУТ, права, обязанности и ответственность участников проведения СОУТ определены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Проведение СОУТ предусмотрено в отношении всех рабочих мест, в том числе и рабочих мест офисных работников, даже при условии того, что в организации нет профессий с вредными условиями труда.

Спецоценка не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организацией, проводившей специальную оценку условий труда, должны быть предоставлены карты специальной оценки условий труда. В форме указанных карт предусмотрены графы для ознакомления работников.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Отчет в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы, будет содержать только сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, и заключение эксперта.

Форма отчета о проведении спецоценки условий труда утверждена Приложением N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

В строку 021 карты специальной оценки условий труда заносится только страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС не может быть изменен.

СНИЛС нового работника будет указан только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос