Управление ТС не зарегистрированными в установленном порядке

Содержание

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.1, является порядок управления транспортным средством. Виновный, в частности, нарушает порядок государственной регистрации транспортных средств. При этом нарушаются не только нормы Закона о безопасности дорожного движения, но также постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 26.07.08), приказ МВД от 24.11.08 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (этим приказом утверждены ныне действующие (с 27.01.09) Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ» и Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». При пересмотре вступивших до 27.01.09 в законную силу судебных актов следует учитывать нормы Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД России от 27.01.03 N 59), Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (утв. МВД России, ГТК России и Госстандартом России от 30.07.97), приказа МВД России от 28.03.2002 N 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» и других правовых актов в области дорожного движения. Законом N 210 от 24.07.07 данная статья изложена в новой редакции (она вступила в силу с 11.08.07).

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.1 состоит в том, что виновный управляет транспортным средством:

1) не зарегистрированным в установленном порядке. Упомянутыми выше правовыми актами установлен следующий порядок госрегистрации транспортных средств:

а) транспортные средства регистрируются за юридическими лицами и физическими лицами (в т.ч. и являющихся индивидуальными предпринимателями), указанных в паспорте транспортных средств, а также в справке-счете (они выдаются заводом-изготовителем транспортного средства, продавцом транспортного средства);

б) при изменении места регистрации, новой регистрации транспортных средств, ранее снятых с учета, необходимо наличие паспортов этих средств;

в) собственники (иные законные владельцы) обязаны зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД (а в соответствующих случаях — в органах Гостехнадзора) в течение 5 суток после приобретения (либо в течение всего срока действия регистрационных знаков «Транзит»), таможенного оформления, снятия с учета и т.п.;

г) транспортные средства регистрируются за физическими лицами — по месту их жительства (либо по месту пребывания), за юридическими лицами — по месту их нахождения (либо по месту нахождения их филиалов, представительств);

д) лицу, зарегистрировавшему транспортное средство, выдаются регистрационные документы, а также государственные регистрационные знаки (номера), тип которых должен соответствовать ГОСТу Р 50577-93;

е) в ряде случаев государственную регистрацию транспортного средства осуществляют таможенные органы Российской Федерации, соответствующие службы Минобороны России, Федеральной пограничной службы, внутренних войск и т.п.;

2) не прошедшим государственный технический осмотр (далее — ГТО). При этом виновный нарушает нормы целого ряда правовых актов, в частности: Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090), Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 880), приказа МВД от 15.03.99 N 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» (в ред. от 01.12.08) и др. Следует иметь в виду, что порядок и сроки прохождения ГТО будут регулироваться указанными актами Правительства РФ до вступления в силу соответствующего федерального закона (упомянутого в п. 2 Примечания к ст. 12.1). Пока этот закон — не принят.

3. Весьма важные правила содержатся в примечании к ст. 12.1.При этом следует иметь в виду, что до 11.08.07 Они императивно запрещали:

1) проводить инструментальную проверку в коммерческих организациях (в т.ч. не только в частных ООО, ОАО и т.д., но также в государственных унитарных предприятиях и муниципальных унитарных предприятиях). ГТО должны были проводить исключительно государственные органы (ГИБДД);

2) проводить повторный ГТО (т.е. если транспортное средство прошло в установленном порядке ГТО, нельзя было под любым предлогом заставлять водителя, владельца транспортного средства снова проходить ГТО);

3) требовать от водителя, собственника, иного владельца транспортного средства предъявления «экологических талонов» (чаще всего последние вводятся субъектами Российской Федерации), диагностических карт и т.п. документов, прямо не предусмотренных федеральным законом (и не иными правовыми актами, в т.ч. постановлением Правительства РФ).

Оконченным данные правонарушения считаются с начала фактического управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке либо не прошедшим ГТО. Они по объективной стороне отличаются от правонарушения, предусмотренного в ст. 12.2 (см. коммент. к ней). Дело в том, что, совершая административное правонарушение, предусмотренное в ч. 1 ст. 12.1, виновный управляет транспортным средством, которое вообще не имеет государственных регистрационных знаков.

4. Субъектом данного деяния являются только водители транспортных средств.

5. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

6. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 12.1, показывает, что:

1) виновный после 11.08.07 может быть подвергнут только административному штрафу, (а до этого допускалось применение и предупреждения). Это наказание относится к основным и применяются органами внутренних дел (ГИБДД), см. коммент. к ст. 23.3;

2) размер штрафа после 11.08.07 увеличен. Поэтому этот увеличенный размер штрафа можно применять лишь в случае, если административные правонарушения предусмотренные в ст. 12.1 совершены после 11.08.07.

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечания: Утратили силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Комментарий к Ст. 12.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают правила эксплуатации транспортных средств, осуществления дорожного движения. Объективная сторона деяния наряду с предписаниями комментируемой статьи 12.1 КоАП РФ конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и иными нормативными актами.

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, заключающемся в непрохождении транспортным средством государственной регистрации в месте его эксплуатации, а также в непрохождении или несвоевременном прохождении технического осмотра. В соответствии с Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Таким образом, отсутствие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует о допущении правонарушения и возможности и необходимости привлечения собственника такого транспортного средства к административной ответственности.

Прохождение транспортными средствами технического осмотра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием». Транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь, подлежат обязательному государственному техническому осмотру, в связи с чем непрохождение осмотра отражает объективную сторону правонарушения, определенного настоящей статьей 12.1 КоАП России.

2. Сущность объективной стороны рассматриваемого деяния сводится к управлению транспортным средством, не соответствующим установленным законодательством требованиям. В этой связи в качестве субъекта данного правонарушения может выступать лишь лицо, осуществляющее управление транспортным средством, т.е. водитель. Таким образом, субъектом ответственности может быть исключительно физическое лицо, обладающее специальным правом — правом управления транспортным средством соответствующей категории, и осуществляющее управление транспортным средством, не зарегистрированным на территории РФ или не прошедшим технический осмотр. В большинстве случаев данное правонарушение совершается умышленно, однако это не исключает и возможность его совершения по неосторожности.

Статья 12.1. КоАП РФ. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

1. Объектами административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, являются общественные отношения в сфере эксплуатации транспортных средств.

2. Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений заключается в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, т.е. в невыполнении требований п. 1 и абз. 4 п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.).

3. Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с изм. и доп.), собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств.

4. Все зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним в целях, в частности, поддержания необходимого технического состояния, обеспечивающего безопасность дорожного движения, подлежат обязательному государственному техническому осмотру (ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.)). Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с. изм. и доп.) утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, в соответствии с которым систематически проводится государственный технический осмотр транспортных средств. Конкретные год и месяц проведения государственного технического осмотра каждого транспортного средства устанавливает ГИБДД. По результатам технического осмотра выдается талон о прохождении государственного технического осмотра, который должен размещаться в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля или автобуса.

5. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.

6. С субъективной стороны управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. При совершении правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст. 27.13).

8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Кодекс об административных правонарушениях ( ст 12.1 КоАП РФ 2019 ) штрафы гибдд

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечания утратили силу. — Федеральный «закон» от 14.10.2014 N 307-ФЗ.

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Комментарий к Ст. 12.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 3 ст. 15 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», возлагают на собственников транспортных средств обязанность зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрационные данные указываются в регистрационных документах, к которым относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта транспортных средств.

Управление транспортным средством водителем, не выполнившим данную обязанность, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 12.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Под управлением транспортным средством в данной статье и других статьях гл. 12 КоАП РФ понимается непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспортного средства. В п. 1.2 Правил дорожного движения термин «водитель» понимается как «лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению». При этом следует иметь в виду, что лицо, управляющее транспортным средством, считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует.

2. Ответственность по ч. 1.1 рассматриваемой статьи наступает в случае повторного совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 12.1 КоАП РФ (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке). Под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). В ст. 4.6 КоАП РФ определено, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи 12.1 КоАП России, заключается в управлении водителем транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр или технический осмотр.

В п. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств регламентированы Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

4. В случае совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ).

5. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, старшими участковыми уполномоченными полиции и участковыми уполномоченными полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Комментарий к статье 12.1 КоАП РФ

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Обязательная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ) <114>.

———————————
<114> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.

Объектом административного правонарушения являются правила эксплуатации транспортных средств. Сюда относятся техническое состояние и оборудование транспортных средств, обязательный государственный технический осмотр, регистрация транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра. Незарегистрированным считается транспортное средство, не прошедшее регистрацию в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ. Не прошедшим государственного технического осмотра считается транспортное средство, эксплуатация которого осуществляется без осмотра и проверки технического состояния в предусмотренные сроки. Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортных средств.

3. Субъектами административного правонарушения являются водители транспортных средств, руководители и должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 12.1, данная статья подразделилась на 2 самостоятельных правонарушения:

— управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (штраф в размере 100 рублей);

— управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (штраф в размере 200 рублей).

Изменилось и примечание к данной статье. Теперь примечание состоит из двух частей, причем первая из них в точности повторяет первую часть бывшего примечания, а вторая часть совершенно новая и говорит о том, что «порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом», а не Правительством РФ, как это было ранее. Но до принятия соответствующего федерального закона порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра пока будут устанавливаться Правительством РФ.

Другой комментарий к статье 12.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

О государственных органах, уполномоченных осуществлять регистрацию указанных транспортных средств, и о порядке ее проведения см. п. 2 комментария к ст. 19.22.

2. Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 г. N 4551), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с регистрационного учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договоров о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством РФ порядке.

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений.

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

3. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 595), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр. Без прохождения государственного технического осмотра эксплуатация транспортного средства после регистрации в Госавтоинспекции или иных органах, определяемых Правительством РФ, допускается в течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

В соответствии с п. 4, 5 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880, государственному техническому осмотру подлежат:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более восьми (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — каждые шесть месяцев;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а»), — каждые 24 месяца;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более пяти лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а»), — каждые 12 месяцев.

Указанные сроки исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.

Лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании, обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Госавтоинспекции, а впоследствии — в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Госавтоинспекцией в соответствии с периодичностью и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и др.) срок представления транспортного средства на первый государственный технический осмотр продлевается при условии предъявления документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

Исчерпывающий перечень документов, представляемых в Госавтоинспекцию при проведении государственного технического осмотра, определен п. 6 вышеуказанного Положения.

Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств установлен Приказом МВД России (N 708), Минфина России (N 61н), Минтранса России (N 126) от 3 августа 2001 г.

Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880.

4. Правовой статус Госавтоинспекции, предусматривающий наделение этого органа регистрационными полномочиями, определен Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679). Регистрационным полномочиям Госавтоинспекции свойственны следующие особенности:

1) государственная регистрация транспортных объектов представляет собой разновидность ведомственной регистрации, объектами которой являются движимые вещи. В соответствии с п. 2 ст. 130 ГК регистрация прав на движимые вещи не осуществляется, если иное не определено федеральным законом (см. также п. 2 ст. 3 ГК). Обязательная регистрация транспортных средств предусмотрена Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»;

2) ведомственные регистрационные полномочия Госавтоинспекции следует различать с государственной регистрацией, осуществляемой органами юстиции и другими органами исполнительной власти на основе федеральных законов; например, регистрация объектов недвижимости производится органами юстиции в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (см. также п. 6 ст. 131 ГК).

5. Субъектами данного административного правонарушения являются водители — лица, управляющие транспортными средствами, указанными в примечании к рассматриваемой статье. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения к водителю приравнивается обучающий вождению.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

б) сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, — согласно п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

в) старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 2 ст. 23.2 КоАП).

7. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, административный штраф взимается вышеуказанными должностными лицами на месте совершения административного правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 28.6, ст. 32.2 КоАП; постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, установленном ст. 32.3 КоАП.

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 5-АД17-8 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Решение: Производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены оспариваемые акты.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Шептунова А.С. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС 3 батальона полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 21 августа 2015 года N <…>, решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 января 2016 года, решение судьи Московского городского суда от 16 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 11 октября 2016 года, вынесенные в отношении Шептунова А.С. (далее — Шептунов А.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 44-АД17-3 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения водителем вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гонцова К.А. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ГИБДД ГУ ОМВД России по Пермскому району от 05 июня 2016 года N <…>, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 05 июля 2016 года, решение судьи Пермского краевого суда от 15 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 09 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Гонцова К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 15-АД16-6 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Воронова В.В. (далее — Воронов В.), законного представителя несовершеннолетнего В. на вступившие в законную силу постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 20.08.2015 N <…> решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 22.09.2015 N 12-25/2015, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 18.11.2015 N 7.2-171/2015 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 28.12.2015 N 4-а-215, вынесенные в отношении несовершеннолетнего В. (далее — В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 5-АД15-40 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, за невыполнение водителем законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как судами не учтено, что квадроцикл, которым управлял водитель, не является транспортным средством по смыслу, придаваемому примечанием к статье 12.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 Примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей по состоянию на 06.07.2014), под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Когда можно ездить на незарегистрированном автомобиле

Езда на незарегистрированном автомобиле не остается без наказания. Порой автомобилисты думают, что регистрацию транспортного средства можно отложить на неопределенный срок. На самом деле для переоформления автомобиля на нового владельца отводится строго регламентированный период. Если его нарушить, автолюбитель получит штраф.

Водитель, который приобрел новое или б/у транспортное средство, должен в установленном порядке пройти регистрацию в ГИБДД. Нужно разобраться, можно ли избежать денежного взыскания, как сократить сумму штрафа и могут ли увезти незарегистрированный автомобиль на штрафстоянку.

Условия передвижения на новом автомобиле без регистрации в ГИБДД

Договор купли-продажи автомобиля является основным документом, подтверждающим право собственности нового владельца. На его основании автолюбитель обязан обратиться в отделение Госавтоинспекции для регистрации.

Передвижение на автомобиле, не зарегистрированном в должном порядке, допускается только в течение 10 дней. Этот срок установлен законом, и водитель не будет подвергнут наказанию.

За управление незарегистрированным транспортным средством дольше 10 дней водитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 500 до 800 рублей. Эта норма прописана в Кодексе об административных правонарушениях, статья 12.1.

Если водителя впервые поймали за нарушение этой нормы или есть уважительные причины просрочки, сотрудник ГИБДД может не выписывать штраф, а просто ограничиться предупреждением.

Если после первого случая фиксации правонарушения водитель продолжает ездить на машине, снятой с учета, к нему может быть применено более жесткое наказание. О нем написано в той же статье КоАП 12.1, пункт 1.1:

  • при повторном нарушении может быть наложено взыскание в сумме 5 тыс. рублей;
  • возможно лишение прав на управление автомобилем на срок от 1 до 3 месяцев.

Без негативных последствий новый собственник машины может эксплуатировать незарегистрированный автомобиль только в течение 10 суток.

Замечание! Если на автомобиле установлены транзитные номера, использование транспортного средства разрешено на весь срок действия номерных знаков — чаще всего он достигает 20 дней.

Эксплуатация автомобиля, снятого с регистрационного учета

Наказание за использование транспортного средства, снятого с учета, такое же, как и за незарегистрированный автомобиль. Если водитель решил купить машину, а она уже снята с регистрации, необходимо выяснить причины:

  • автомобиль может числиться в угоне;
  • возможно, ТС после ДТП было списано страховой в «тотал»;
  • регистрация была аннулирована за отказ снять не соответствующую закону тонировку или внесенные в конструкцию изменения.

Совет! Чтобы себя обезопасить, приобретая юридически «чистый» автомобиль, стоит предложить продавцу совместно посетить ГИБДД и завершить сделку только после успешной постановки авто на учет или проверок на месте.

Если транспортное средство действительно было снято с учета предыдущим владельцем, проблем при постановке не будет. Однако новому собственнику придется предоставить цепочку договоров купли-продажи, подтверждающих право владения автомобилем.

Какие документы предъявлять при остановке сотрудниками ГИБДД

В случае проверки водителя сотрудником ГИБДД инспектору ДПС на дороге придется предъявить следующие документы:

  • удостоверение водителя соответствующей категории;
  • страховой полис;
  • свидетельство о регистрации автомобиля.

Наказания можно избежать, если законодательная норма нарушена впервые.

Важно! Если срок в 10 дней истек, а перемещение автомобиля до места регистрации осуществляется на эвакуаторе, взыскание не предусмотрено.

Кому выпишут штраф за управление ТС без регистрации

Если прежний владелец автомобиля не снял его с регистрации, могут быть проблемы. Любые правонарушения, совершенные новым владельцем, в том числе те, что фиксируются с помощью видеокамер, будут приходить на имя бывшего хозяина.

Если на дороге остановлен новый владелец, другие документы в порядке, есть договор купли-продажи, но транспортное средство не перерегистрировано в установленном порядке, административное взыскание будет применено к новому хозяину.

Если прежний владелец получает незаслуженные штрафы, он может принудительно прекратить регистрацию транспортного средства. Для этого ему нужно обратиться в Госавтоинспекцию с договором купли-продажи и составить заявление.

Важно! Принудительное прекращение регистрации прежним владельцем возможно только по истечении 10 дней с момента продажи автомобиля. Этот срок отводится новому хозяину для самостоятельного урегулирования вопроса.

Срок давности

Штрафы за прекращенную регистрацию имеют срок давности, который прописан в статье 4.5 КоАП.

Срок давности за незарегистрированный автомобиль составляет 2 месяца. Следовательно, если с момента покупки прошло 10 дней, а водитель не поставил транспортное средство на учет, есть риск получить штраф в следующие 2 месяца.

Если обратиться за регистрацией спустя 2 месяца и 11 дней с даты составления договора купли-продажи, административное взыскание не будет применено.

Внимание! При постановке на учет авто с просроченным сроком регистрации могут потребовать написать объяснительную с описанием причины, почему транспортное средство не было зарегистрировано в установленный законом срок.

Могут ли эвакуировать авто на штрафстоянку

Автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку. Это особенно актуально в случаях, когда на руках у водителя нет ни договора купли-продажи, ни свидетельства о регистрации.

Хотя автолюбитель может доказывать, что забыл документ дома, сотрудник ГИБДД обязан убедиться, что авто не угнано. Хотя в базе будет указано, кто владелец, без ПТС или договора купли-продажи можно предположить такую ситуацию: человек продал свой автомобиль, передал новому владельцу документы, а после этого угнал авто. Изменения не вносятся в базу данных так быстро, поэтому транспортное средство может быть отогнано на штрафстоянку, чтобы проверить настоящего владельца.

Вопросы читателей

Что мне могут предъявить, если я буду ехать на автомобиле без прав и документов?

Ответ: Данное правонарушение влечет сразу несколько взысканий. По ст. 12.7 КоАП за поездку без прав гражданин может быть наказан штрафом в размерен от 5 до 15 тыс. рублей. Если человек был лишен прав по решению суда, взыскание составит 30 тыс. рублей (часть 2 ст. 12.7 КоАП). Дополнительно за отсутствие страховки — 500 рублей (статья 12.37, п. 1). Так как документов, подтверждающих право собственности или временного владения авто на законных основаниях нет, транспортное средство заберут на штрафстоянку, чтобы проверить на угон.

Документы все в порядке, но часто забываю дома. Какое наказание могу получить, если остановит сотрудник полиции, и заберут ли машину на штрафстоянку?

Ответ: Если все документы в порядке и просто забыты дома, иногда наказания можно избежать. Автомобиль не будет отогнан на штрафстоянку, а водитель отделается только предупреждением инспектора при условии, что весь пакет документов привезет родственник или друг. Однако придется ждать и потратить время.

Машина оформлена на меня, но жена права еще не получила. Какое наказание будет, если остановит полиция?

Ответ: За езду без прав женщина получит взыскание по ст. 12.7, ч. 1 — от 5 до 15 тысяч рублей. Если будет доказано, что вы предоставили ей автомобиль, зная, что она не имеет прав, на вас будет наложен штраф в размере 30 тыс. рублей в соответствии со статьей 12.7 КоАП, частью 3.

Что такое управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке?

Что такое управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке?

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п. 4 Постановления Правительства РФ N 938).

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции:

а) в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета автомобиля, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных;

б) в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Если гражданин приобретает автомобиль, который ранее был зарегистрировано на иное лицо, происходит не регистрация, а изменение регистрационных данных о собственнике транспортного средства Регистрационные данные о собственнике в случае приобретения уже зарегистрированного автомобиля изменяются на основании заявления нового собственника (п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001).

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра влечет административную ответственность согласно ст. 12.1 КоАП РФ.

Под транспортным средством для целей применения мер административной ответственности в соответствии с Главой 12 КоАП РФ (административные правонарушения в области дорожного движения) понимается:

а) автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации;

б) а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ:

а) управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей;

б) повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1-го до 3-х месяцев.

Какие санкции будут применены к новому собственнику автомобиля, если он превысил 10-дневный срок, отведенный для постановки автомобиля на учет после покупки, при условии, что предыдущий собственник прекратил регистрацию ТС?

Если новый собственник автомобиля будет остановлен на дороге инспектором ДПС, то он будет привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Ответственность за данное нарушение предусмотрена в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей. Одновременно с этим у него будут изъяты государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации на автомобиль. При этом продолжать движение без регистрационных знаков он не сможет. Необходимо будет доставить автомобиль в отделение ГИБДД для осуществления регистрационных действий.