Юрий Антонов ПТК

Между Кумариным и ПТК ничего общего!

Такое сенсационное заявление сделал специально для «Вашего тайного советника» председатель совета директоров Петербургской топливной компании Юрий Антонов. Фактически это интервью – первая официальная реакция крупнейшего в регионе бизнес-холдинга на уже ставшие притчей во языцех вопросы: а что станет с ПТК после ареста Владимира Барсукова (Кумарина)?

Такое сенсационное заявление сделал специально для «Вашего тайного советника» председатель совета директоров Петербургской топливной компании Юрий Антонов. Фактически это интервью – первая официальная реакция крупнейшего в регионе бизнес-холдинга на уже ставшие притчей во языцех вопросы: а что станет с ПТК после ареста Владимира Барсукова (Кумарина)?
На этот вопрос Юрий Васильевич реагирует эмоционально:

– Я очень прошу, опубликуйте, чтобы стало ясно всем: арест Владимира Барсукова в принципе не может повлиять на наш бизнес – потому что он никакого отношения к этому бизнесу не имеет! Кстати, я говорю об этом раз в полгода – когда мы проводим плановые пресс-конференции.
— А простите, в связи с чем вы говорите об этом на пресс-конференциях?
– Потому что ваши коллеги спрашивают!
— Раз спрашивают, значит, есть какие-то причины…
– Не ловите меня на слове. Причины известны – история.
— Выходит, Барсуков когда-то всё-таки имел отношение к Петербургской топливной компании?
– Это не секрет. Одно время Владимир Сергеевич был вице-президентом ПТК. В 2002 году я снял с себя полномочия вице-губернатора Петербурга и возглавил компанию. Примерно тогда же ушел из компании Владимир Барсуков – такое решение он принял сам, потому что понял: это не его… С тех пор Барсуков к нашему бизнесу отношения не имеет.
— То есть вы поссорились?
– Да нет же! Мы приняли решение, которое было оптимально для нас троих. С Владимиром Барсуковым у нас сохранились хорошие человеческие отношения, только с бизнесом это с тех пор никак не связано.
— Но он же не мог вычеркнуть словосочетание «Петербургская топливная компания» из своего сознания. Это же часть и его истории.
– Понимаете, много лет назад, когда ещё покойный Дмитрий Филиппов разрабатывал идеологию Петербургской топливной компании, действительно имелись определённые неформальные договорённости. Я не знаю, какие, я тогда в ПТК не работал, но они были. Тем не менее эти отношения не стали формализовывать. Вот почему я могу ответственно заявить: формально, по документам, между Барсуковым и ПТК нет ничего общего.
— А не по документам, по жизни?
– И по жизни тоже. С 2002 года он не пытался участвовать в принятии каких-то решений, связанных с деятельностью компании.
— Получается, разговоры о том, что после ареста Барсукова на заправках ПТК появятся новые логотипы, несостоятельны?
– Они не имеют под собой никаких оснований.
— Но известно же, что Барсуков вёл переговоры с главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым по поводу возможной продажи Петербургской топливной компании.
– Алекперов сам к нему обратился. Видимо, стал жертвой тех же слухов, из-за которых журналисты на каждой пресс-конференции спрашивают меня о связи компании с Барсуковым.
— И что же тогда сказал Барсуков Алекперову?
– Что ПТК не продаётся.
— Последний вопрос: предположим, Барсукову попадётся на глаза наше интервью. Ему не станет обидно, что вы от него дистанцируетесь?
– Нет, я это точно знаю. Мы достаточно доверяем друг другу.
Внутренняя империя
Корреспонденты «Тайного советника» попытались разобраться, а что на сегодняшний день представляет собой единственная полностью петербургская, то есть соответствующая своему названию, топливная компания, которая, кстати, осуществляет поставку топлива примерно для 80 процентов бюджетных организаций города.
Попытка найти ответ на этот вопрос привела к совершенно неожиданным результатам. Во-первых, бизнес, который мы по привычке называем «Петербургская топливная компания», подразумевая сеть бензоколонок, давно уже намного больше и обширнее, чем эта сеть. Несопоставимо больше: через автозаправки проходит лишь около половины всего денежного оборота этой финансовой империи.
При этом отметим: мы пользовались только официальной информацией, почерпнутой из Единого государственного реестра юридических лиц, а также другими открытыми источниками.
Кроме того, выяснилось: весь бизнес принадлежит нескольким людям, среди которых нет подставных фигур. Это председатель совета директоров Петербургского городского банка Андрей Голубев, его супруга, председатель правления банка Ольга Голубева, и два вице-президента ЗАО «Петербургская топливная компания» – Вадим Глазков и Андрей Козырев.
Среди владельцев многочисленных структур, входящих в бизнес-империю ПТК, нет Владимира Барсукова (Кумарина) или его родственников. Вот почему невероятно представить, чтобы к владельцам столь мощной финансовой империи кто-то пришёл теперь и сказал: «Ну, всё, Сергеич сидит, валите-ка вы отсюда!»
Невероятно. Но по городу ходят именно такие слухи.
ЗАО «Петербургская топливная компания»
По большому счёту – это виртуальная фирма, символ и бренд некой весьма сложной системы координат. Её можно назвать управляющей компанией, менеджеры которой координируют деятельность многочисленных бизнес-объектов. Президент ЗАО – бывший вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов.
Владельцами Петербургской топливной компании являются ЗАО «Петербургский городской банк» (77,56 процента), ООО «Промтрейд» (21,87 процента), ИЧП «Вита-Х» (0,55 процента). Если поинтересоваться владельцами основного акционера – Петербургского городского банка, то выяснится, что почти 80 процентов акций ЗАО «ПТК» принадлежат в основном председателю совета директоров Петербургского городского банка Андрею Голубеву и его супруге, председателю правления банка Ольге Голубевой. Около 15 процентов акций ЗАО «ПТК» через несколько юридических лиц контролируются вице-президентами ЗАО «Петербургская топливная компания» Андреем Козыревым и Вадимом Глазковым.
Сеть АЗС
Это, пожалуй, самая видимая часть финансовой империи. Сюда входят почти 150 бензоколонок, в том числе около 100 в Петербурге, 26 – в Ленинградской области, 6 – в Псковской области и 17 – в Новгородской. По сути, сеть АЗС с логотипом «Петербургская топливная компания» является одной из самых крупных отечественных топливных розниц. Специалисты оценивают стоимость всей сети примерно в 1 миллиард долларов.
Это может показаться несколько неожиданным, но к Петербургской топливной компании эта сеть формального отношения практически не имеет. Почти 90 процентов петербургских бензоколонок сети принадлежат ООО «Гатчинская нефтяная компания» (которое, в свою очередь, через ещё одно юрлицо принадлежит в основном супругам Голубевым).
Большинство заправок эксплуатируются арендаторами, которые также связаны с холдингом.
Топливные хранилища
Одно из основных направлений бизнеса компании – нефтехранилища. Как только возникает проблема с поставками топлива, выигрывает тот, у кого есть запасы. В Петербурге исторически существуют 2 крупные нефтебазы. Обе они – ОАО «Нефтебаза «Ручьи» и ОАО «Красный нефтяник» – входят в состав империи Петербургской топливной компании.
Обе нефтебазы практически полностью принадлежат ООО «Транссервис», основные доли которого принадлежат всё тем же Андрею и Ольге Голубевым.
Кроме того, в империю ПТК входит нефтебаза в посёлке Чудово Новгородской области. Эта база предназначена для хранения примерно 5,5 тысячи тонн нефтепродуктов и в основном используется для собственных нужд холдинга.
Специалисты оценивают топливные ёмкости ПТК в 200 миллионов долларов.
Кроме емкостей ПТК в нашем городе есть ещё несколько маленьких нефтехранилищ.
Пассажирские перевозки
Одно из самых динамично развивающихся направлений бизнеса холдинга – пассажирские перевозки. 2 года назад президент ЗАО «Петербургская топливная компания» Юрий Антонов, а также ЗАО «Петербургская топливная компания» и ООО «Гатчинская нефтяная компания» учредили ООО «Петербургская транспортная компания», которая сегодня стала лидером городских платных пассажирских перевозок.
Владельцами упомянутых выше учредителей Петербургской транспортной компании являются всё те же Андрей и Ольга Голубевы. Кроме того, 10 процентов долей компании принадлежат президенту ПТК Юрию Антонову.
Петербургский городской банк
ЗАО «АКБ «Петербургский городской банк» – основной акционер Петербургской топливной компании. По собственному капиталу в первом полугодии 2007 года банк занимал 214-е место среди российских банков, по показателю прибыльности – 178-е. Специалисты подтвердят: с такими характеристиками банк вполне может считаться крупным банком.
«Гранд-палас»
Это ещё один городской бренд, принадлежащий хозяевам бизнес-империи, которую мы привыкли называть Петербургская топливная компания. Шикарный торговый комплекс располагается в здании на Невском проспекте (памятник архитектуры XVIII века, внешний облик которого полностью сохранён) и флигеле на Итальянской улице. На 20 тысячах квадратных метров площади располагаются около 100 дорогих магазинов, ресторан и офис Петербургского городского банка.
Стоимость «Гранд-паласа» составляет, по предварительным оценкам, 100 миллионов долларов. Здание находится в собственности ООО «Гранд-палас», которое практически полностью принадлежит супругам Голубевым (12,5 процента долей ООО принадлежат Андрею Козыреву).
Кроме того, в помещениях «Гранд-паласа» функционируют 5 кафе и ресторанов, которые принадлежат ООО «Гранд-палас-К», владельцы которого – Ольга и Андрей Голубевы.
Герман Петров,
полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 1 октября 2007 года.

© «Комсомольская правда», 01.12.2000, Фото: «Коммерсант»

Начальник транспортного цеха

Борис Сергеев

Все центральные СМИ сейчас много и часто пишут о представителях так называемой «питерской команды» Путина, которые заняли многие ключевые властные должности федерального уровня. А вот о тех, кого президент РФ не взял с собой в Москву из Санкт-Петербурга и по каким причинам – пока не написал никто. Восполним пробел

«Изыскание внутренних резервов»

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Васильевич Антонов

Дела в топливно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга обстоят примерно так же, как на ставшем уже «классическим» ликеро-водочном заводе №48 из репризы Жванецкого. «Наш цех хронически отставал, а теперь хронически обгоняет и задолго до конца встретил Новый Год!..» А кто же «начальник транспортного цеха»?
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Васильевич Антонов – мужчина видный, гренадерского роста. Его рыжую шевелюру частенько видели на банкетах по случаю открытия какой-нибудь новой АЗС, в президиуме некоего новоиспеченного Союза нефтетрейдеров или «комиссии по очистке города от взрывоопасных предметов времен войны». Его всегда было много, казалось, он был везде.
Юрий Васильевич к тому же любил резко и сенсационно высказываться по тем или иным проблемам питерского ТЭКа и транспорта, которые он курировал последние несколько лет в Смольном и пытается это делать до сих пор. Но никто из местных журналистов почему-то никогда не задавался вопросом: почему именно Антонова – в прошлом военного моряка, инженера-радиотехника и директора научно-исследовательского института точной механики, — «»бросили»» на нефтянку и транспорт. Впрочем, вся его деятельность на вице-губернаторском посту была ответом на этот вопрос: «Все, что хорошо для «Петербургской топливной компании» (ПТК) – хорошо и для города».
В 1996 году появление Антонова в команде только что победившего на губернаторских выборах Владимира Яковлева действительно не было случайным. Специально для него даже должность придумали, которой раньше не существовало – «вице-губернатор по инвестициям», что звучало как «специалист по неясным вопросам»…

«Ну, что докладывать – отдыхают…»

Инвестиционного прорыва в Санкт-Петербурге с приходом в Смольный Антонова почему-то не случилось. А сколько было идей! Намечалось пустить в городе скоростной трамвай, многократно увеличить автобусный парк, переоборудовать по мировым стандартам все питерские котельные с помощью датских специалистов…
В целях «смягчения сурового инвестиционного климата» в Северной Пальмире и «продвижения имиджа города на Запад» под предводительством Антонова был даже создан целый «Совет по содействию иностранным инвестициям», в который вошли многие отцы Города на Неве. Но рабочие группы этого Совета работали как-то вяло (более двух лет разрабатывался проект Закона «Об инвестиционной деятельности в Петербурге», еще дольше велась работа над положением о «Комиссии по разрешению инвестиционных споров»), и наплыва богатеньких буржуев на берега Невы и Фонтанки горожане не дождались. Так и ездят жители «колыбели революции» по сей день в старых дребезжащих трамваях и чадящих солярой «Икарусах».
В конце концов решено было Антонова «передвинуть» с эфимерного «инвестиционного поля» в реальный сектор экономики, а точнее – поручить ему кураторство над нефтяным и бензиновым снабжением Питера, а также взять на себя контроль за энергетическими (и денежными) потоками ТЭКа. «Опять взял на себя, и с честью понес…»

«Управление штуцером высокого напора»

Взяв на себя новые функции, Антонов развернулся по-настоящему. «Сурово, по-морскому, по-мужицкому»..
С появлением на властном горизонте Антонова в Санкт-Петербурге закрыл свое представительство «Сургутнефтегаз», бесперебойно и в достатке снабжавший Северо-Западный регион дешевой нефтью и бензином много лет. Главным и эксклюзивным нефтетрейдером в Питере при Антонове стала «Петербургская топливная компания», в совет директоров которой единогласно был посажен наш «начальник». Все автобусы стали заправляться только на бензоколонках ПТК, затем 70% всего муниципального транспорта Санкт-Петербург было переведено на обслуживание ПТК, да ценовую политику питерского ТЭКа также стали диктовать люди из этой компании. Хотя значительного увеличения поступлений в бюджет не было и нет, т. к. город владеет всего-то 14, 5 % акций ПТК. А цены на бензин в Питере, благодаря деятельности ПТК и пекущихся о ее благосостоянии чиновников, стали гораздо выше, чем во многих других российских городах.
Нет, нефть от «Сургутнефтегаза» в Санкт-Петербург поступать не перестала, но бурный ее поток как-то внезапно «усох». И за несколько последних лет питерцы пережили уже три жутких бензиновых кризиса. Последний разразился весной прошлого года, по результатам которого арбитражный суд обвинил местных нефтетрейдеров (в том числе и ПТК) в ценовом сговоре и оштрафовал их на 10 млн. рублей. А что же «начальник транспортного цеха»? Ему все сошло с рук, поскольку процветание ПТК всегда гарантировало надежную «крышу».
Компания эта была создана в 1994 году, и ее история наполнена громкими криминальными событиями. Как писала газета «Деловой Петербурга», до 1998 года в совет директоров ПТК входил скандально известный Юрий Шутов (находится сейчас под следствием по обвинению в ряде заказных убийств). Незаивдная судьба постигла и Дмитрия Филиппова, который в 1994-96 гг. был председателем совета директоров ПТК. Спустя два года после ухода из компании он был взорван в подъезде собственного дома. А в 1998 году в совет директоров ПТК вошел Владимир Барсуков (Кумарин).
Стараниями в том числе и вице-губернатора Антонова ПТК воцарилась на питерском бензиновом рынке окнчательно и, судя по всему, надолго. Даже такие монстры, как «Лукойл» и «Юкос» так и не смогли за последние годы наладить в Питере собственные полноценные сбытовые сети. И Алекперову, и Ходорковскому приходилось считаться с микроскопической (по их олигархическим меркам) ПТК.
К примеру, крупнейший российский производитель бензина «Юкос» совместно с питерским нефтетрейдером «Балтийской финансово-промышленной группой» (БФПГ) не так давно попытались увеличить контроль до 30% городского топливного рынка (только 700-тысячная армия автолюбителей Санкт-Петербурга ежегодно приобретает через розничную сеть нефтепродуктов на сумму более $250 млн.) и самостоятельно продать ококло 50 тыс. тонн бензина разных марок. Эта экспансия закончилась тем, что руководителя БФПГ Павла Капыша застрелили в прошлом году, и амбициозным планам «Юкоса» не суждено было сбыться.
Сейчас на топливном рынке Северо-Запада появился еще один мощный игрок – «Славнефть».
Помимо создания сети фирменных АЗС в Петербурге (20 на условиях франчайзинга и строительства и 10 собственных станций) нефтяники собираются построить в Ленобласти нефтехранилище. Нефтебаза «Славнефти» расположится у железнодорожной станции «Девяткино». Инвестиции в проект составят $6 млн. А до этого все нефтепродукты компании будут хранятся на нефтебазе «Ручьи», принадлежащей ПТК. Сенсацией стали слова начальника Северо-Западного территориального управления «Славнефти» Демури Цхакая о том, что около 7 тыс. тонн топлива по просьбе администрации Петербурга будет реализовываться через ПТК. Выходит, даже влиятельный Гуцериев оказался не в силах обойти ПТК и одолеть ее лоббистов из числа питерских чиновников.

«Не надо выражать нетерпения: все хотят»

Антонов, не обращая внимания на недовольство водителей питерских автобусных парков (им очень не нравилась модель акционирования, предложенная вице-губернатором) и многочисленные угрозы массовых забастовок местных международных автоперевозчиков (эти крайне недовольны самыми высокими в России налогами в дорожные фонды), а также на истерики ларечников, торгующих в метро (вице-губернатор под предлогом обеспечения безопасности как-то одним махом прикрыл 5 тысяч подземных торговых точек), всегда стремился подмять под себя всю энергетику Северо-Западного региона. А точнее войти в совет директоров ОАО «Ленэнерго», которое, собственно, и обеспечивает электричеством Санкт-Петербург и его окрестности.
К каким только ухищрениям не прибегал Антонов, чтобы добиться желаемой цели. Подавал иски в суд, неискренне (об этом ниже) возмущался в прессе тому, что «птенцы Чубайса» будто бы лишают света и тепла детские садики, школы и больницы, грозил уголовными делами. Вместе с тем Юрий Васильевич настойчиво навязывал руководству «Ленэнерго» бартерные схемы взаиморасчетов с кредиторами и должниками (почему-то за поставляемый на «Ленэнерго» газ назойливо предлагал расплачиваться обязательно щебенкой). Словом, как истинный «начальник транспортного цеха» обещал «сэкономить тонно/километров вдвое и бой тары произвести с учетом интересов…» Но все тщетно.
Кроме этого, Юрию Васильевичу в последнее время очень импонировала роль спасителя, с которой он также не справился. Вот, к примеру, случился не так давно в питерском метро катаклизм – произошел «размыв», который прервал движение между станциями «Лесная» и «Площадь мужества». Антонов не придумал ничего лучшего как авансом перечислить $14 млн. итало-шведскому СП Impregilo-NCC для прокладки обходной ветки Кировско-Выборгской линии. А всего на спасательную операцию планировалось потратить более чем $180 млн. А заморские метростроевцы оказались не лучше наших, и стали работать по традиционному принципу: аванс получен –можно курить. В итоге произошел значительный «размыв» бюджетных денег.
А в начале этого года по Питеру поползли слухи о том, что для Антонова уготован высокий пост в Минтопе РФ. Как говаривал Жванецкий: «Человек не голубь. Он не может сидеть неподвижно». Юрий Васильевич уже паковал чемоданы, чтобы влиться в стройные ряды «питерской команды» президента. Не получилось.
Так бы и руководил вице-губернатор ТЭКом и транспортом в родном городе, но его экспансивность и откровенное лоббирование прежде всего своих интересов надоела всем. Может быть, поэтому после недавних губернаторских выборов, на которых вновь победил Владимир Яковлев, скандального вице-губернатора назначили надзирать лишь за губернаторской канцелярией в Смольном. Антонова отодвинули в тень, но аппетитов своих он не умерил — «еще не намотал на винт».

«Назначить перевыборы на любой момент.
Нам это только давай…»

В начале ноября этого года в Питере разразился энергетический скандал. «Ленэнерго» повысило тарифы на электричество, чего все давно ждали, поскольку в Санкт-Петербурге действовали самые низкие расценки на электричество в стране. Кто-то воспользовался этим обстоятельством, чтобы развернуть пиаровскую войну против «Ленэнерго» с душераздирающими телесюжетами и «массовыми» митингами протеста.
Питерские СМИ не преминули окрестить скандал вокруг «Ленэнерго» первым этапом в процессе досрочных перевыборов губернатора Санкт-Петербурга, которые якобы планируются на декабрь 2000 года. Кстати, губернатор Владимир Яковлев во время электроскандала отсутствовал, пребывая с официальным визитом на Кубе, чем и воспользовались его недруги, косвенно подтвердив пиаровской кампанией тот факт, что губернатор якобы слабо контролирует ситуацию в городе.
Вместе с тем по Санкт-Петербургу поползли слухи о том, что за «наездом» на «Ленэнерго» стояли не только авторитетные бизнесмены города (Константин Яковлев, Владимир Барсуков), но и отдельные питерские чиновники, в частности, Юрий Антонов, чье стремление контролировать денежно-энергетические потоки давно известно. Но, возможно, в этом случае у вице-губернатора были более дальний прицел и сверхзадача?
Хорошо спланированная pr-акция вокруг «Ленэнерго» и заявления некоторых политических лидеров федерального уровня о досрочных перевыборах Яковлева действительно странным образом совпали. Более того, в питерской прессе было обнародовано письмо главному распорядителю городского бюджета, первому вице-губернатору Санкт-Петербурга В. Кротову от вице-губернатора Ю. Антонова, в котором последний еще в апреле этого года требовал увеличить тарифы на электроэнергию ровно вдвое больше тех, которые недавно вызвали хорошо оплаченное «возмущение» у питерских студентов и местных СМИ.
Словом, подставили Яковлева дважды. Ведь как народ подумал, мало того, что губернатор в самые ответственные моменты исчезает из Питера, так еще и лицемер. Чиновники из губернаторской админитсрации вроде бы всегда выступали за снижение тарифов на тепло и электроэнергию, а тут на тебе – подметное письмо.
И за всеми этими «подставами» виднеется массивная фигура вице-губернатора Юрия Антонова. Не спроста ли? Скорее всего, Юрий Васильевич понял, что членом президентской «питерской команды» ему не стать никогда, в Москву его уже вряд ли призовут. Уж не захотел ли наш «начальник транспортного цеха» стать «председателем собрания», а точнее губернатором российской северной столицы ?
Как бы там ни было, но своих губернаторских амбиций Антонов уже давно не скрывает в кругу близких друзей.

(Все подзаголовки и цитаты взяты из бессмертного произведения М. М. Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном заводе», советуем перечитать для полноты впечатления)