Закон о фонде компенсации потерпевшим

Содержание

О Фонде компенсации потерпевшим

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.13
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы, направленные на обеспечение выплаты компенсации потерпевшим по отдельным составам уголовных правонарушений.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) лицо, наделенное правами потерпевшего, – законные представители и представители потерпевшего, правопреемники в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

2) Фонд компенсации потерпевшим – контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации потерпевшим в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

3) компенсация – единовременная выплата денег в порядке, установленном настоящим Законом, лицу, признанному потерпевшим в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

4) регрессные требования – меры, принимаемые органами прокуратуры в отношении лиц, указанных в статье 11 настоящего Закона, по обеспечению возврата денег, выплаченных потерпевшим в качестве компенсации.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим

1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Бюджетного кодексов Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы выплаты компенсации потерпевшим

Выплата компенсации потерпевшим основывается на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) доступности.

Статья 4. Полномочия государственных органов, осуществляющих функции уголовного преследования

Государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования:

Примечание РЦПИ!
Подпункт 1) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

1) разъясняют потерпевшему право на получение компенсации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 2) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

2) запрашивают информацию, необходимую для принятия решения о назначении компенсации;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 3) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

3) при наличии оснований назначают компенсацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 4) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

4) ведут централизованный реестр получателей компенсации;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 5) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

5) представляют централизованный реестр получателей компенсации в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно к пятнадцатому числу месяца, следующего за вынесением решения о назначении компенсации;

6) разрабатывают и утверждают совместный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы возврата необоснованно выплаченной компенсации.

Статья 5. Полномочия центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета

Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета:

1) разрабатывает и утверждает форму централизованного реестра получателей компенсации и порядок его представления;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 2) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

2) формирует платежные документы на основании централизованного реестра получателей компенсации;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 3) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

3) осуществляет выплату компенсации из Фонда компенсации потерпевшим в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим.

Глава 2. ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ

Примечание РЦПИ!
Статья 6 вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

Статья 6. Потерпевшие, имеющие право на получение компенсации

1. Компенсация назначается:

1) несовершеннолетним, являющимся потерпевшими по преступлениям, связанным с сексуальным насилием, лицам, признанным потерпевшими по преступлениям, связанным с торговлей людьми и пытками:

Примечание ИЗПИ!
В абзац второй подпункта 1) предусмотрено изменение Законом РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие с 01.07.2020).

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 110 (пунктом 4) части второй), 120 (пунктами 3) и 5) части третьей и частью четвертой), 121 (пунктами 3) и 5) части третьей и частью четвертой), 124, 128 (частями первой, второй, третьей и пунктом 1) части четвертой), 134, 135 (частями первой, второй, третьей и пунктом 1) части четвертой) и 146 (частями первой и второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан;

2) лицам, которым причинен тяжкий вред здоровью либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД):

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 106 (частями первой, второй и третьей) (в части совершения преступления преступной группой), 114 (частями третьей и четвертой), 116 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 118 (частями второй и третьей), 119 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 120 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражения ее ВИЧ/СПИД), 121 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражения его (ее) ВИЧ/СПИД), 125 (пунктом 3) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 126 (пунктом 3) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 127 (пунктом 4) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 128 (пунктом 2) части четвертой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 135 (пунктом 2) части четвертой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 141 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 146 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 192 (пунктом 5) части второй), 202 (пунктом 2) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 203 (пунктом 2) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 255 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 261 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 269 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 270 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 277 (частями первой и второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 317 (частями второй и пятой), 319 (частью пятой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 320 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 322 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 344 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 345 (частью второй), 346 (частью третьей), 350 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 351 (частью первой), 352 (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 355 (пунктом 1) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 356 (пунктом 1) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 358 (частью третьей) и 359 (частью второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан;

3) лицам, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего:

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 99, 104, 105 (в части доведения лица до самоубийства), 106 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), 116 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 119 (частями третьей и четвертой), 120 (пунктами 1) и 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей или смерть двух или более лиц), 121 (пунктами 1) и 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей) или смерть двух или более лиц), 125 (пунктом 3) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего либо смерть двух или более лиц), 126 (пунктом 3) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего либо смерть двух или более лиц), 127 (пунктом 4) части второй) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 128 (пунктом 2) части четвертой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 135 (пунктом 2) части четвертой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 141 (частью второй), 146 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), 192 (пунктом 1) части третьей), 202 (пунктом 1) части третьей), 203 (частью третьей), 255 (пунктом 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 261 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 269 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 270 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 277 (частями второй и третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 317 (частями третьей и четвертой), 319 (частью пятой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей), 320 (частью второй) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть больного), 322 (частями третьей и четвертой), 344 (частями второй и третьей), 345 (частями третьей и четвертой), 346 (частями четвертой и пятой), 348 (частями третьей и четвертой), 349 (частями третьей и четвертой), 350 (частями второй и третьей), 351 (частями второй и третьей), 352 (в части правонарушения, повлекшего смерть человека или смерть двух или более лиц), 353 (частями третьей и четвертой), 354 (частями третьей и четвертой), 355 (пунктом 4) части третьей), 356 (пунктом 4) части второй), 358 (частями четвертой и пятой) и 359 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 8 настоящего Закона, компенсация потерпевшим не назначается.

2. Иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение компенсации с момента признания их потерпевшими, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Примечание РЦПИ!
Статья 7 вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

Статья 7. Размер компенсации потерпевшим

1. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет тридцать месячных расчетных показателей.

2. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет сорок месячных расчетных показателей.

3. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет пятьдесят месячных расчетных показателей.

4. В случае признания в качестве потерпевшего одного лица по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона, компенсация назначается путем поглощения меньшего размера компенсации большим размером компенсации одного из уголовных правонарушений.

Примечание РЦПИ!
Статья 8 вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

Статья 8. Порядок назначения компенсации потерпевшим

1. После признания лица потерпевшим он вправе обратиться с заявлением о назначении ему компенсации (далее – заявление) в государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования.

2. Срок рассмотрения заявления потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, составляет десять календарных дней со дня его регистрации.

3. Срок давности подачи заявления составляет три года со дня признания лица потерпевшим.

4. В случае пропуска срока подачи заявления потерпевший либо лицо, наделенное правами потерпевшего, вправе обратиться в суд для восстановления пропущенного срока в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

5. По заявлению потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования:

1) рассматривает указанное заявление;

2) информирует потерпевшего либо лицо, наделенное правами потерпевшего, в письменной форме о результатах рассмотрения заявления с разъяснением права на обжалование принятого решения.

6. Решение о назначении компенсации либо об отказе в ней принимается уполномоченным руководителем государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования.

Назначение компенсации производится на основании следующих документов:

1) заявления потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего;

2) копий документа, удостоверяющего личность потерпевшего, либо документов, подтверждающих личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации;

3) сведений о номере банковского счета потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4) копии постановления органа, ведущего уголовный процесс, о признании лица потерпевшим;

5) копии документа, подтверждающего характер и степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего;

6) в случае смерти потерпевшего – копии свидетельства о его смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего.

На всех членов семьи умершего назначается выплата одной компенсации. На каждого умершего, являющегося членом одной семьи, назначается выплата отдельной компенсации.

Документы, предусмотренные подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта, представляются потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего, им в случае необходимости могут быть представлены и иные документы.

Потерпевший либо лицо, наделенное правами потерпевшего, несет ответственность за достоверность представленных документов в соответствии с законами Республики Казахстан.

Документы, предусмотренные подпунктами 4), 5) и 6) настоящего пункта, обеспечиваются государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования.

Ответственность за необоснованное назначение компенсации и включение в централизованный реестр ее получателей несет уполномоченный руководитель государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования, в соответствии с законами Республики Казахстан.

7. Основаниями для отказа в назначении компенсации являются:

1) отсутствие оснований, предусмотренных настоящим Законом;

2) пропуск срока подачи заявления;

3) представление недостоверных документов;

4) возмещение виновным лицом в полном объеме вреда, причиненного потерпевшему;

5) постановление органа, ведущего уголовный процесс, о прекращении участия лица в качестве потерпевшего.

Решение об отказе в назначении компенсации может быть обжаловано потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Примечание РЦПИ!
Статья 9 вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

Статья 9. Порядок и сроки выплаты компенсации

1. Выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета не позднее десяти календарных дней, следующих за датой представления государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, централизованного реестра получателей компенсации, на банковский счет получателей компенсации.

2. В случае отсутствия или недостаточности денег выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета при пополнении средств Фонда компенсации потерпевшим за счет источников, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона.

Глава 3. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРПЕВШИМ

Статья 10. Источники формирования Фонда компенсации потерпевшим

1. Источниками формирования Фонда компенсации потерпевшим являются неналоговые поступления, к которым относятся:

Примечание РЦПИ!
Подпункт 1) вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

1) принудительные платежи, взыскиваемые судом;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 2) вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

2) денежные взыскания, налагаемые судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 3) вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

3) денежные взыскания с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 4) вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

4) деньги, взысканные в порядке регрессных требований;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 5) вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

5) иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Примечание РЦПИ!
Пункт 2 вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

2. При вынесении судом обвинительного приговора с виновных лиц в Фонд компенсации потерпевшим взыскивается принудительный платеж на основании статей 98-1 и 98-2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В случае совершения уголовного правонарушения группой лиц принудительный платеж взыскивается с каждого виновного лица отдельно.

В случае вынесения в отношении виновного лица обвинительного приговора по совокупности уголовных правонарушений с него взыскивается принудительный платеж, соответствующий категории наиболее тяжкого уголовного правонарушения.

Примечание РЦПИ!
Пункт 3 вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

3. Остатки денег Фонда компенсации потерпевшим не подлежат изъятию (перечислению) в государственный бюджет.

Примечание РЦПИ!
Пункт 4 вводится в действие с 01.07.2018 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

4. Не допускается выставление инкассовых распоряжений на Фонд компенсации потерпевшим.

Примечание РЦПИ!
Статья 11 вводится в действие с 01.07.2020 в соответствии с Законом РК от 10.01.2018 № 131-VI.

Статья 11. Регрессные требования

1. Регрессные требования с виновных лиц по возмещению денег, выплаченных потерпевшим в качестве компенсации, предъявляются органами прокуратуры в рамках представления и защиты интересов государства в суде.

2. Деньги, выплаченные потерпевшим из Фонда компенсации потерпевшим, подлежат взысканию судом также с:

1) законных представителей несовершеннолетнего, признанного виновным в совершении преступления;

2) юридических лиц, несущих в соответствии с законами Республики Казахстан материальную ответственность за вред, причиненный уголовным правонарушением физического лица;

3) лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 3), 4) и 12) части первой статьи 35 или частью первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

4) потерпевшего в случаях установления факта представления им недостоверных сведений для получения компенсации, а также переквалификации уголовных правонарушений на составы, не предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, и прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу оправдательного приговора суда за отсутствием события уголовного правонарушения.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим

Нарушение законодательства Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1, пунктов 2, 3 и 4 статьи 10, которые вводятся в действие с 1 июля 2018 года, и подпунктов 1), 2), 3), 4) и 5) статьи 4, подпунктов 2) и 3) статьи 5, статей 6, 7, 8 и 9, подпункта 4) пункта 1 статьи 10, статьи 11, которые вводятся в действие с 1 июля 2020 года.

Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

Закон Республики Казахстан от 10.01.2018 N 131-VІ ЗРК»О Фонде компенсации потерпевшим»

Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы, направленные на обеспечение выплаты компенсации потерпевшим по отдельным составам уголовных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) лицо, наделенное правами потерпевшего, — законные представители и представители потерпевшего, правопреемники в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

2) Фонд компенсации потерпевшим — контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации потерпевшим в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

3) компенсация — единовременная выплата денег в порядке, установленном настоящим Законом, лицу, признанному потерпевшим в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

4) регрессные требования — меры, принимаемые органами прокуратуры в отношении лиц, указанных в статье 11 настоящего Закона, по обеспечению возврата денег, выплаченных потерпевшим в качестве компенсации.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим

1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного и Бюджетного кодексов Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы выплаты компенсации потерпевшим

Выплата компенсации потерпевшим основывается на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) доступности.

Статья 4. Полномочия государственных органов, осуществляющих функции уголовного преследования

Государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования:

1) разъясняют потерпевшему право на получение компенсации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

Примечание

2) запрашивают информацию, необходимую для принятия решения о назначении компенсации;

Примечание

3) при наличии оснований назначают компенсацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим;

Примечание

4) ведут централизованный реестр получателей компенсации;

Примечание

5) представляют централизованный реестр получателей компенсации в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно к пятнадцатому числу месяца, следующего за вынесением решения о назначении компенсации;

Примечание

6) разрабатывают и утверждают совместный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы возврата необоснованно выплаченной компенсации.

Статья 5. Полномочия центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета

Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета:

1) разрабатывает и утверждает форму централизованного реестра получателей компенсации и порядок его представления;

2) формирует платежные документы на основании централизованного реестра получателей компенсации;

Примечание

3) осуществляет выплату компенсации из Фонда компенсации потерпевшим в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим.

Примечание

Статья 6. Потерпевшие, имеющие право на получение компенсации

Примечание

1. Компенсация назначается:

1) несовершеннолетним, являющимся потерпевшими по преступлениям, связанным с сексуальным насилием, лицам, признанным потерпевшими по преступлениям, связанным с торговлей людьми и пытками:

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 110 (пунктом 4) части второй), 120 (частями 3-1 и четвертой), 121 (частями 3-1 и четвертой), 124, 128 (частями первой, второй, третьей и пунктом 1) части четвертой), 134, 135 (частями первой, второй, третьей и пунктом 1) части четвертой) и 146 (частями первой и второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан;

2) лицам, которым причинен тяжкий вред здоровью либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД):

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 106 (частями первой, второй и третьей) (в части совершения преступления преступной группой), 114 (частями третьей и четвертой), 116 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 118 (частями второй и третьей), 119 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 120 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражения ее ВИЧ/СПИД), 121 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражения его (ее) ВИЧ/СПИД), 125 (пунктом 3) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 126 (пунктом 3) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 127 (пунктом 4) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 128 (пунктом 2) части четвертой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 135 (пунктом 2) части четвертой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 141 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 146 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 192 (пунктом 5) части второй), 202 (пунктом 2) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 203 (пунктом 2) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 255 (пунктом 2) части третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 261 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 269 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 270 (частью третьей) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 277 (частями первой и второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 317 (частями второй и пятой), 319 (частью пятой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 320 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 322 (частью второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 344 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 345 (частью второй), 346 (частью третьей), 350 (частью первой) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 351 (частью первой), 352 (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 355 (пунктом 1) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 356 (пунктом 1) части второй) (в части причинения тяжкого вреда здоровью), 358 (частью третьей) и 359 (частью второй) Уголовного кодекса Республики Казахстан;

3) лицам, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего:

по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 99, 104, 105 (в части доведения лица до самоубийства), 106 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), 116 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 119 (частями третьей и четвертой), 120 (пунктами 1) и 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей или смерть двух или более лиц), 121 (пунктами 1) и 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей) или смерть двух или более лиц), 125 (пунктом 3) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего либо смерть двух или более лиц), 126 (пунктом 3) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего либо смерть двух или более лиц), 127 (пунктом 4) части второй) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 128 (пунктом 2) части четвертой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 135 (пунктом 2) части четвертой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего или смерть двух или более лиц), 141 (частью второй), 146 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), 192 (пунктом 1) части третьей), 202 (пунктом 1) части третьей), 203 (частью третьей), 255 (пунктом 2) части третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 261 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 269 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 270 (частью третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 277 (частями второй и третьей) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть человека или смерть двух или более лиц), 317 (частями третьей и четвертой), 319 (частью пятой) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей), 320 (частью второй) (в части правонарушения, повлекшего по неосторожности смерть больного), 322 (частями третьей и четвертой), 344 (частями второй и третьей), 345 (частями третьей и четвертой), 346 (частями четвертой и пятой), 348 (частями третьей и четвертой), 349 (частями третьей и четвертой), 350 (частями второй и третьей), 351 (частями второй и третьей), 352 (в части правонарушения, повлекшего смерть человека или смерть двух или более лиц), 353 (частями третьей и четвертой), 354 (частями третьей и четвертой), 355 (пунктом 4) части третьей), 356 (пунктом 4) части второй), 358 (частями четвертой и пятой) и 359 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 8 настоящего Закона, компенсация потерпевшим не назначается.

2. Иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение компенсации с момента признания их потерпевшими, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 7. Размер компенсации потерпевшим

Примечание

1. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет тридцать месячных расчетных показателей.

2. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет сорок месячных расчетных показателей.

3. Размер компенсации потерпевшим в случаях, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, составляет пятьдесят месячных расчетных показателей.

4. В случае признания в качестве потерпевшего одного лица по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона, компенсация назначается путем поглощения меньшего размера компенсации большим размером компенсации одного из уголовных правонарушений.

Статья 8. Порядок назначения компенсации потерпевшим

Примечание

1. После признания лица потерпевшим он вправе обратиться с заявлением о назначении ему компенсации (далее — заявление) в государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования.

2. Срок рассмотрения заявления потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, составляет десять календарных дней со дня его регистрации.

3. Срок давности подачи заявления составляет три года со дня признания лица потерпевшим.

4. В случае пропуска срока подачи заявления потерпевший либо лицо, наделенное правами потерпевшего, вправе обратиться в суд для восстановления пропущенного срока в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

5. По заявлению потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, государственный орган, осуществляющий функции уголовного преследования:

1) рассматривает указанное заявление;

2) информирует потерпевшего либо лицо, наделенное правами потерпевшего, в письменной форме о результатах рассмотрения заявления с разъяснением права на обжалование принятого решения.

6. Решение о назначении компенсации либо об отказе в ней принимается уполномоченным руководителем государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования.

Назначение компенсации производится на основании следующих документов:

1) заявления потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего;

2) копий документа, удостоверяющего личность потерпевшего, либо документов, подтверждающих личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации;

3) сведений о номере банковского счета потерпевшего либо лица, наделенного правами потерпевшего, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4) копии постановления органа, ведущего уголовный процесс, о признании лица потерпевшим;

5) копии документа, подтверждающего характер и степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего;

6) в случае смерти потерпевшего — копии свидетельства о его смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего.

На всех членов семьи умершего назначается выплата одной компенсации. На каждого умершего, являющегося членом одной семьи, назначается выплата отдельной компенсации.

Документы, предусмотренные подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта, представляются потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего, им в случае необходимости могут быть представлены и иные документы.

Потерпевший либо лицо, наделенное правами потерпевшего, несет ответственность за достоверность представленных документов в соответствии с законами Республики Казахстан.

Документы, предусмотренные подпунктами 4), 5) и 6) настоящего пункта, обеспечиваются государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования.

Ответственность за необоснованное назначение компенсации и включение в централизованный реестр ее получателей несет уполномоченный руководитель государственного органа, осуществляющего функции уголовного преследования, в соответствии с законами Республики Казахстан.

7. Основаниями для отказа в назначении компенсации являются:

1) отсутствие оснований, предусмотренных настоящим Законом;

2) пропуск срока подачи заявления;

3) представление недостоверных документов;

4) возмещение виновным лицом в полном объеме вреда, причиненного потерпевшему;

5) постановление органа, ведущего уголовный процесс, о прекращении участия лица в качестве потерпевшего.

Решение об отказе в назначении компенсации может быть обжаловано потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 9. Порядок и сроки выплаты компенсации

Примечание

1. Выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета не позднее десяти календарных дней, следующих за датой представления государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, централизованного реестра получателей компенсации, на банковский счет получателей компенсации.

2. В случае отсутствия или недостаточности денег выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета при пополнении средств Фонда компенсации потерпевшим за счет источников, указанных в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона.

Статья 10. Источники формирования Фонда компенсации потерпевшим

1. Источниками формирования Фонда компенсации потерпевшим являются неналоговые поступления, к которым относятся:

1) принудительные платежи, взыскиваемые судом;

Примечание

2) денежные взыскания, налагаемые судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого;

Примечание

3) денежные взыскания с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ;

Примечание

4) деньги, взысканные в порядке регрессных требований;

Примечание

5) иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Примечание

2. При вынесении судом обвинительного приговора с виновных лиц в Фонд компенсации потерпевшим взыскивается принудительный платеж на основании статей 98-1 и 98-2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

В случае совершения уголовного правонарушения группой лиц принудительный платеж взыскивается с каждого виновного лица отдельно.

В случае вынесения в отношении виновного лица обвинительного приговора по совокупности уголовных правонарушений с него взыскивается принудительный платеж, соответствующий категории наиболее тяжкого уголовного правонарушения.

Примечание

3. Остатки денег Фонда компенсации потерпевшим не подлежат изъятию (перечислению) в государственный бюджет.

Примечание

4. Не допускается выставление инкассовых распоряжений на Фонд компенсации потерпевшим.

Примечание

Статья 11. Регрессные требования

Примечание

1. Регрессные требования с виновных лиц по возмещению денег, выплаченных потерпевшим в качестве компенсации, предъявляются органами прокуратуры в рамках представления и защиты интересов государства в суде.

2. Деньги, выплаченные потерпевшим из Фонда компенсации потерпевшим, подлежат взысканию судом также с:

1) законных представителей несовершеннолетнего, признанного виновным в совершении преступления;

2) юридических лиц, несущих в соответствии с законами Республики Казахстан материальную ответственность за вред, причиненный уголовным правонарушением физического лица;

3) лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 3), 4) и 12) части первой статьи 35 или частью первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

4) потерпевшего в случаях установления факта представления им недостоверных сведений для получения компенсации, а также переквалификации уголовных правонарушений на составы, не предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, и прекращения уголовного дела либо вступления в законную силу оправдательного приговора суда за отсутствием события уголовного правонарушения.

Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим

Нарушение законодательства Республики Казахстан о Фонде компенсации потерпевшим влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1, пунктов 2, 3 и 4 статьи 10, которые вводятся в действие с 1 июля 2018 года, и подпунктов 1), 2), 3), 4) и 5) статьи 4, подпунктов 2) и 3) статьи 5, статей 6, 7, 8 и 9, подпункта 4) пункта 1 статьи 10, статьи 11, которые вводятся в действие с 1 июля 2020 года.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

В Кыргызстане предложили возмещать ущерб потерпевшим из спецфонда за счет государства

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики вынесло на общественное обсуждение проект закона Кыргызской Республики «О специализированном фонде возмещения потерпевшим».

В справке-обосновании к законопроекту обсуждается порядок возмещения материального ущерба (морального вреда) потерпевшему в случае невозможности его возмещения за счет подозреваемого, обвиняемого, осужденного, со счета специализированного фонда.

Что предлагают

Предлагается следующее: в случае невозможности возместить материальный ущерб и (или) моральный вред за счет подозреваемого, обвиняемого, осужденного возмещение материального ущерба и (или) морального вреда потерпевшему производится за счет специализированного фонда в порядке, определенном законом.

Лицо, которому причинен имущественный вред, вправе заявить гражданский иск в рамках досудебного производства по уголовному делу или делу о проступке.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность предъявления гражданского иска не только к подозреваемому, обвиняемому и лицам, несущим материальную ответственность за действия подозреваемого, обвиняемого, но и государству в случаях наступления последствий, которые наступили в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лиц, состоящих на государственной службе.

В УПК предусмотрено право потерпевшего получать за счет государства компенсацию ущерба причиненного преступлением, т. е. если ущерб не возмещен осужденным, то потерпевший вправе рассчитывать на компенсацию ущерба со стороны государства, поскольку при совершении преступления и причинения вреда потерпевшему есть вина не только преступника, но и самого государства, которое не обеспечило для граждан безопасность.

Другими словами, если преступление не было предотвращено, должен действовать принцип государственной ответственности за его совершение. Потерпевший вправе требовать от государства восстановление своих прав, в том числе и имущественных.

Как в других государствах

В большинстве зарубежных странах созданы государственные фонды, которые компенсируют лишь вред, причиненный жизни и здоровью граждан, остальные виды ущерба от преступления, как правило, государством не возмещаются, поскольку работает система обязательного страхования имущества.

Среди европейских государств различаются подходы не столько к способам реализации права жертвы преступления на возмещение вреда, причиненного преступлением, но и к формированию и финансированию органов, осуществляющих такую помощь.

Например, в Германии фонды помощи жертвам преступлений учреждены на уровне земель, а во Франции создан единый государственный фонд с отделениями в провинциях. Вместе с тем в Германии изначальное финансирование фонда производится за счет бюджетов земель (территориальная единица), которые впоследствии могут получить из государственного бюджета компенсацию до 40% расходов, в то время как во Франции финансирование фонда осуществляется за счет средств государственного бюджета. В Великобритании и Северной Ирландии, США, Австралии и Канаде, действие судебного прецедента является источником и особенностью подхода.

В Республике Беларусь развитие получили нормы о материальном воздействии на лиц, совершивших преступление, которое учитывается и для целей освобождения лица от уголовной ответственности в случае возмещения причиненного преступлением ущерба.

При этом в Казахстане создан фонд помощи потерпевшим. Принят закон «О Фонде компенсации потерпевшим» (от 10.01.2018 г.).

В Российском законодательстве инструментом возмещения вреда, причиненного преступлением, является уголовно-правовое законодательство, а сама компенсация реализуется в порядке гражданского судопроизводства.

Откуда деньги?

В нашей стране необходимо создать государственный фонд для возмещения материального ущерба (морального вреда), причиненного преступлением здоровью и жизни потерпевшего.

Средства Специализированного фонда должны формироваться за счет республиканского бюджета. В части определения ведомства, где будет находится счет Специализированного фонда, считаем, что счет спецфонда должен находится при Министерстве финансов Кыргызской Республики.

Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда потерпевшему со счета специализированного фонда, в случае невозможности его возмещения за счет подозреваемого, обвиняемого, осужденного, считаем целесообразным определять по оконченным уголовным делам и по решению суда.

Однако при этом не следует преувеличивать возможности государственной компенсации потерпевшим.

Сколько возместили

Статистические данные Судебного департамента при Верховном суде КР за 2016-2017-е гг. по преступлениям против личности:

Из приведенной таблицы видно, что из причиненного ущерба по преступлениям против личности за 2016 год осталась невозмещенной сумма в 8 061 751 сом; за 2017-й – 7 229 312 сомов.

Признание права на возмещение ущерба со стороны государства должно быть возложено на суд, и только на основании составленного судебным исполнителем акта о несостоятельности должника или же наступления его смерти. Полагаем, что это исключит случаи необоснованных выплат.

Реализация норм указанного проекта закона Кыргызской Республики потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

Проект закона не направлен на регулирование предпринимательской деятельности, в силу чего не требует проведения анализа регулятивного воздействия.